Компания «ЛЭК» выходит на IPO и меняет название на «Компания Л1» - с таким заявлением накануне выступило руководство строительного холдинга. Между тем «Фонтанке» стали известные реальные причины смены названия компании. С февраля 2012 года «ЛЭК» не имеет больше права использовать свой товарный знак. Брендом строительной компании, принадлежавшей ранее экс-владельцу «ЛЭКа» Андрею Рогачеву, теперь распоряжается сейшельский офшор "Аллен Маркетинг Лтд".
В распоряжении «Фонтанки» оказалось официальное письмо владельца торгового знака «ЛЭК» - сейшельской компании «Аллен Маркетинг» - к руководству петербургской стройкомпании и ее московскому партнеру - компании «НДВ». В своем сообщении офшорная компания уведомляет «ЛЭК» о приобретении исключительных прав на товарные знаки, которые строительный холдинг использовал с 2008 года. По данным «Аллен Маркетинг», право на имя было приобретено ими в мае 2010 года, и к октябрю 2011 года сейшельские менеджеры пришли к выводу, что им невыгодно продолжать отношения с петербургской компанией.
В письме указывается, что «Аллен Маркетинг» вынужден прекратить действие лицензионного соглашения от 2008 года, по которому «ЛЭК» использовал свой бренд. Правообладатель также сообщает, что с 1 февраля 2012 года строительная фирма больше не сможет использовать свое прежнее название.
Сообщение сейшельского офшора датировано 24 октября 2011 года. А спустя меньше месяца «ЛЭК» объявил о своем переименовании в «Компанию Л1». То, что это не простое совпадение, не скрывают даже в самом «ЛЭКе».
В пресс-службе компании сообщили, что до того, как действие лицензионного соглашения на товарный знак «ЛЭК» закончилось, руководство стройхолдинга обратилось к правообладателю для того, чтобы выработать условия продления соглашения. Однако сейшельская компания, по данным «ЛЭКа», запросила слишком жесткие контрактные условия, и владельцы стройкомпании пришли к выводу, что им проще отказаться от известного бренда. «Тем более, - добавляют в «ЛЭК», - в это время компания уже активно планировала выход на IPO и все равно собиралась менять название, так как существующее неблагозвучно для англоязычных инвесторов».
Ранее, напомним, в «ЛЭКе» сообщали, что меняют название с «ЛЭК» на «Компанию Л1» по причине того, что в английском языке звучание их бренда аналогично звучанию слова «lack», означающего «недостаток».
В руководстве «ЛЭКа» отмечают, что сейчас процесс подготовки к выходу на IPO находится в начальной стадии. По словам гендиректора стройкомпании Павла Андреева, сейчас ведутся консультации с банками по вопросу размещения акций «ЛЭКа» на бирже.
Смена названия строительной компании перед выходом на IPO характерна для российского рынка. В Петербурге «ЛЭК» тоже не станет пионером. В прошлом году сменить название «ЛенСпецСМУ» на «Эталон» вынуждена была одна из крупнейших стройкомпаний города. Однако «ЛенСпецСМУ» решилось на ребрендинг непосредственно перед выходом на международный рынок, а не задолго до него, как «ЛЭК».
Источники, близкие к руководству строительного холдинга, уверены, что смена названия «ЛЭКа» - это не что иное, как продолжение конфликта между совладельцами компании Павлом Андреевым и Андреем Рогачевым.
В подтверждение этой версии говорит то, что именно Рогачев в свое время был обладателем прав на товарный знак «ЛЭКа». Однако сегодня бизнесмен сообщил «Фонтанке», что был владельцем бренда, но уже давно продал его. «Мне поступали различные угрозы со стороны третьих лиц, и я решил передать права на торговый знак «ЛЭК» другому собственнику», - отметил Рогачев. Он также сообщил, что не имеет никакого отношения к новому владельцу торгового знака - «Аллен Маркетинг».
Отметим, что эксперты уже усомнились в успехе IPO такой компании, как «ЛЭК». Сейчас она находится не в лучшем финансовом положении, земельный банк компании уменьшается. Структура была вынуждена выставить около 50 га из своих земельных активов на торги, чтобы погасить многочисленные долги перед банками-кредиторами. В начале 2010 года общая долговая нагрузка холдинга составляла около 6 миллиардов рублей. Сейчас, по разным данным, она составляет 3 - 4 млрд рублей.
Впрочем, оптимистично настроенные игроки рынка заявляют, что «ЛЭК» может и выиграть от IPO, предложив свои акции по более низкой цене, чем другие российские строительные компании.
Напомним, конфликт между совладельцами «ЛЭКа» Рогачевым и Андреевым разгорелся в 2008 году. Бизнесмены разошлись во взглядах на управление компанией и приняли решение разделить активы. По договору «ЛЭК» отошел Павлу Андрееву, а Андрей Рогачев стал владельцем строительной компании «Макромир». Позднее Рогачев провел аудит своей компании и выяснил, что она находится в предбанкротном состоянии благодаря экс-топ-менеджерам, связанным с Павлом Андреевым. По словам Рогачева, девелоперу удалось вывести из компании более 180 млн долларов. Все земельные активы «Макромира» также оказались в управлении «ЛЭКа». Сейчас земельный банк строительной компании Андреева оценивается в 10 млрд долларов. Рогачев же был вынужден продать «Макромир». После этой истории он вообще решил отказаться от ведения бизнеса в России и продал акции в созданной им ритейлинговой группе X5 Retail сразу после того, как с успехом вывел один из активов группы - «Пятерочку» - на IPO.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»