Почти треть россиян с высшим образованием признаются, что их текущая работа не связана с полученной специальностью. А значит, в свое время ими был сделан ошибочный выбор. А что мешает молодым людям к окончанию школы быть точно профориентированными, и что могут сделать родители, чтобы помочь своим детям правильно выбрать профессию, нам рассказал Алексей Богинцев, подростковый психолог, детский и подростковый психоаналитик Психоаналитического центра на Мойке.
Почему многие подростки к окончанию школы совершенно не представляют, чем хотели бы заниматься во взрослой жизни?
- Для начала давайте вспомним, что подростковый возраст – это очень сложный период в жизни любого человека. Именно на это время приходится кризис идентичности. Ребенок превращается во взрослого человека, дает о себе знать физиология, гормонный фон осваивает новые социальные роли, включая гендерные. Мальчик учится быть мужчиной, а девочка – женщиной. Задача этого возраста (в идеале) – достичь устойчивой половой идентичности. Это сложная, порой - драматичная стадия, насыщенная и эмоциональными переживаниями, и приступами неуверенности в себе, и сомнениями. Авторитет родителей в этот период значительно падает, подросток чаще прислушивается к неформальным лидерам в своей референтной группе, принимает ее ценностные ориентиры. И, конечно, он хочет быть абсолютно самостоятельным.
Но как это все влияет на выбор будущей профессии?
- Это просто нужно учитывать... А влияет, в первую очередь, недостаток информации – отсутствие какого-либо опыта в профессиональном смысле и достоверной информации. Подросток просто не знает, что значит работать, не понимает, чем занимается в своей повседневной деятельности представитель той или иной профессии. Информация есть, но она чаще всего неполная и неточная.
Во-вторых, подавленная мотивация (или конфликт мотивов): она чаще всего свидетельствует о наличии неразрешенных внутренних (или внешних) конфликтов. Причины, как правило, лежат в сложной семейной ситуации или в негативном детском опыте.
В-третьих, давление установок ближнего окружения. Некоторые родители считают, что они лучше знают, какую профессию должен выбрать их ребенок. В качестве примера могу привести историю одного молодого человека, прекрасного художника. Он вырос в семье отца-офицера и когда окончил школу, у него даже не возникало мыслей о выборе профессии, потому что его с детства готовили к поступлению в военное училище. Но впоследствии он все же достиг своей мечты и реализовался в искусстве. И потом всегда с сожалением вспоминал о потерянных годах.
В-четвертых, недостатки и пробелы воспитания. Мы воспитываем детей каждый по-своему, исходя из собственного опыта и взглядов. В некоторых случаях у подростка могут возникать трудности в выборе будущей профессиональной сферы именно из-за проблем воспитания. Это, например, протестное поведение при гипертрофированно авторитарных родителях.
Бывает, что школьные психологи проводят профориентационные тесты. Насколько они эффективны в определении склонностей ребенка?
- Существует не так уж много тестов по профориентации, одни более эффективны, другие менее, и применять каждый из них нужно в какой-то конкретной ситуации. Но тесты дают лишь общую картину, поэтому использование для диагностики одних только тестов оправдано, когда необходимо обследовать большое количество людей – они значительно ускоряют процесс. Наилучший результат дают тесты в совокупности с личной беседой или интервью. Но здесь важен личный опыт и профессионализм специалиста. Поэтому, если мы хотим провести качественное обследование подростка, то не обойтись без проективных методик и интервью.
А как родители могут помочь ребенку в выборе будущей специальности?
- Чтобы помочь подростку, желательно уже с детства воспитывать в нем способность самостоятельно принимать решения. Развивать его интересы, навыки и умения. Желательно, чтобы у ребенка была не одна, а несколько сфер интересов. И здесь могут быть полезны всевозможные кружки и секции. Важно, чтобы у подростка был широкий доступ к информации о возможной профессиональной деятельности. Уместны будут экскурсии и рассказы о своей работе членов семьи, друзей, знакомых (как это практикуют в американских школах на Дне профессий). Если профессия уже выбрана, то полезно обсудить с подростком соответствие его личностных качеств, а также навыков и умений характеру будущей работы. Речь идет о самопознании, и здесь может помочь психолог. Что касается недостающих навыков и умений, то их можно и нужно развивать.
Оксана Елисеева
А вы с первого раза выбрали свою профессию?