До конца года у российских банков могут возникнуть серьезные проблемы, свидетельствующие о новом финансовом кризисе. Хотя для большинства граждан эта негативная ситуация обернется только благом: кредитным организациям как воздух нужны деньги населения, а потому обещаемые ими проценты по вкладам уже пошли вверх.
На минувшей неделе ставки по депозитам повысил даже Сбербанк – теперь он готов платить своим клиентам до семи процентов годовых. Многие коммерческие банки предлагают почти в два раза больше – до 12 процентов годовых, а с учетом капитализации и того больше. Как и в кризисный 2009 год, депозиты вновь стали выгодным средством инвестирования накоплений, доходы по которым превышают инфляцию. Однако далеко не все кредитные организации одинаково надежны, а некоторые (например, Альфа-банк) с ухудшением ситуации прекратили публикацию финансовых показателей.
Проблему ликвидности (неспособности банка обеспечить своевременное и полное исполнение своих обязательств), как ни странно, отчасти спровоцировало само государство. Для поддержания кредитных организаций Министерство финансов РФ с августа стало размещать в них свободные средства федерального бюджета – на конец октября на депозитах в коммерческих банках хранилось более триллиона казенных рублей. Но особенностью отечественных финансов остается неравномерное расходование бюджета – традиционно большие средства «осваиваются» в конце года, а потому в течение ближайших примерно полутора месяцев Минфин намерен изъять две трети накоплений.
По словам Владимира Чистюхина, возглавляющего департамент финансовой стабильности Банка России, ситуация усугубляется проблемой внешних заимствований: западные кредиторы новых средств российским банкам и компаниям не дают, а по уже полученным займам до конца 2011 года нужно будет заплатить несколько десятков миллиардов долларов. Кроме того, Владимир Чистюхин напоминает, что в декабре также традиционно наблюдается отток вкладов населения. Все это стимулирует новый банковский кризис.
Опрошенные представители банков нехотя признают наличие проблемы ликвидности, хотя, разумеется, исключают возможность кризиса. «С начала текущего года объем ликвидности на рынке сокращался. Среди основных причин этого явления можно назвать активизацию кредитных процессов, продолжающийся отток капитала, абсорбцию ликвидности по бюджетному каналу, – полагает Станислав Дужинский, аналитик «Хоум Кредит энд Финанс банк». – С августа дополнительное давление стали оказывать проблемы на международных финансовых рынках из-за долгового кризиса Греции и прочей негативной информации из стран Европы и США. В результате доступ для российских банков к внешним источникам фондирования оказался практически полностью закрыт».
Доцент кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента ГУ ВШЭ Сергей Мотуз также полагает, что в ближайший период кризис ликвидности маловероятен, т.к. ему предшествовал длительный интервал достаточно высоких нефтяных цен, что позволило накопить достаточную «подушку». Более категорично настроен Александр Волков, директор петербургского филиала Банка Москвы: «Традиционное для ноября снижение средств на счетах клиентов, связанное с плановыми платежами в бюджет, восстановится к середине декабря. Поэтому ни о каком кризисе ликвидности говорить не стоит». С ним солидарен и Максим Никулин, заместитель управляющего филиалом ВТБ24:
«Пока ни о каком кризисе ликвидности, а тем более оттоке вкладов населения из банков речи не идет», – заявил он журналисту «Фонтанки».
А вот один из авторитетнейших банковских экспертов, главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, оценивает ситуацию иначе: «Ликвидность снижается – это факт, и причин для этого несколько. Если брать, например, бюджетный фактор, то это два встречных потока: параллельно с изъятием депозитов (допустим минус 0,7 трлн рублей), в банковскую систему будет влит профицит бюджетных расходов – 2,6 трлн рублей. Более значимый фактор – отток капитала, который не связан с ситуацией в Европе и продолжается с сентября прошлого года. Третий фактор: исчерпание ликвидности из-за дисбаланса на банковском рынке – рост кредитного портфеля обгоняет увеличение депозитной базы», – констатирует Наталия Орлова.
В итоге, как признают все эксперты, ставки по депозитам и кредитам будут только увеличиваться. Максим Никулин связывает это, в частности, с необходимостью банков в течение ноября-декабря – во время традиционного пика различных платежей и расходов крупных клиентов – дороже привлекать денежные ресурсы. Александр Волков также считает рост ставок сезонным фактором и оценивает их в 1-1,5 процента.
А вот по мнению Наталии Орловой, увеличение ставок – вовсе не локальный всплеск, а структурный сдвиг. Решение Сбербанка об увеличении процентов по депозитам, которые являются индикатором рынка, лишнее тому подтверждение. «Ставки по потребительским кредитам и вкладам физических лиц действительно сейчас выросли, но не настолько серьезно, как это происходило в начале прошлого кризиса в 2008 году, – констатирует Станислав Дужинский. – Если ситуация на внешних рынках и внутри страны останется стабильной, существенного роста в ближайшее время не произойдет. А если будет развиваться по более пессимистичному сценарию, то, конечно, ставки вырастут».
Павел Нетупский, «Фонтанка.ру»