Николя Саркози внезапно обнаружил, что принятие Греции в еврозону было ошибкой. Мол, греки ввели Европу в заблуждение, какие-то там сведения утаили, в статистике своей запутали… В общем, коварно пробрались туда, куда вступать были недостойны. И в результате ныне банки, кредитовавшие Грецию, несут колоссальные убытки, поскольку вынуждены списывать плохие долги. Да к тому же Евросоюз обречен на то, чтобы раскошеливаться для формирования фонда спасения тех стран, которые сегодня стоят на грани дефолта.
Коварство греков потрясает до слез. Хитроумный Одиссей совсем задурил башку легковерному Циклопу и выколол тот последний глаз, которым бедняга просматривал списки учета баранов.
Только если перейти от эмоций к реальным фактам, трудно понять, как в принципе можно утаить важнейшие сведения от ока евроначальника, даже если оно у него единственное. Любой пользователь Интернета может заглянуть в Википедию и с легкостью найти там ту главную информацию, по которой Грецию не следовало принимать в еврозону, – размер государственного долга по отношению к ВВП страны. Если этот показатель значительно превзошел все разумные уровни, если видно единственным невооруженным глазом, что страна в случае кризиса доверия не сможет погашать долги за счет собственных средств, то не вполне понятно, какие еще нужны сведения г-ну Саркози.
Возможно, в те годы, когда формировалась еврозона, с такой легкостью через Интернет нельзя было скачать информацию. Но ведь сами по себе ключевые экономические показатели тайной никак не являлись. Любой клерк мог бы за полчаса собрать все принципиально важные сведения и положить их на стол евроначальнику. Однако, увы, евроначальство, как и всякое другое, в ходе принятия решений руководствуется обычно не фактами, не рациональным анализом и даже не здравым смыслом, а политической целесообразностью и групповыми интересами. Еврозону хотели создать и потому создали. А как она станет работать, пусть беспокоятся политики будущего. Одним из которых оказался несчастный г-н Саркози, который пеняет теперь на греков вместо того, чтобы пенять на своих предшественников из числа наиболее влиятельных лиц Евросоюза.
Политики принимают решения для того, чтобы продемонстрировать избирателям свою «мокрую спину». Мол, трудимся мы на ваше благо в поте лица и всех других частей тела. Политики должны время от времени предъявлять избирателям очевидные и понятные каждому идиоту плоды своей деятельности. Думается, что именно с этим связано упорное стремление расширять Евросоюз в целом и зону евро в частности. Когда принимали Грецию в еврозону или Румынию в Евросоюз, думали не о величине греческих долгов, подрывающих финансовую стабильность, и не о числе румынских попрошаек, заполонивших ныне почти все страны региона, а лишь о том, что расширение европейского дома будет позитивно расценено почтеннейшей публикой.
В Евросоюзе самом по себе есть очень важное позитивное начало. Создание огромного региона без границ, тормозящих движение товаров, капиталов, рабочей силы и технологий, является мощным стимулирующим фактором для экономики. Растет конкуренция, а вместе с ней эффективность хозяйствования. Однако Евросоюз еще даже до момента его официального создания оседлали бюрократы, которые преследуют в первую очередь свои корпоративные интересы, а уж затем интересы общества. Поэтому Брюссель стал олицетворением неэффективного чиновничества. Поэтому Евросоюз тратит огромные средства на разного рода бессмысленные дотации вместо того, чтобы сокращать расходы, давно уже превышающие реальные финансовые возможности стран-членов.
Забавно, что в тот же день, когда Саркози обвинил греков в сокрытии таинственной информации, члены Европарламента заявили о необходимости предоставить Украине перспективу членства в Евросоюзе. Интересно, где это парламентарии нашли информацию, свидетельствующую хоть о малейшей готовности этой страны к столь радикальному и ответственному шагу? Быть может, Янукович коварно подсунул им какую-нибудь фальшивку?
Нет, президент Украины – человек относительно честный. Он на глазах всей Европы строит у себя путинский режим, устраняя оппозицию и отправляя в тюрьму главного политического оппонента – Юлию Тимошенко. Но Европарламенту, как, собственно, и евробюрократам, хочется имитировать бурную деятельность по расширению, а потому они делают подобные бессмысленные заявления.
Понятно, что в обозримой перспективе Украину никто в Евросоюз принимать не собирается. Страна с неэффективной экономикой, авторитарным политическим режимом и серьезными внутренними противоречиями, грозящими расколоть ее на части, будет стоять в очереди на вступление чрезвычайно долго. Возможно, не меньше России. В лучшем случае сегодня Украина получит возможность свободной торговли с ЕС. Но не больше.
Впрочем, если принять нельзя, но очень хочется, можно делать, по крайней мере, безответственные заявления. Ведь публике это нравится.
Дмитрий Травин