Совет директоров театров городского подчинения инициировал встречу с вице-губернатором Василием Кичеджи, курирующим блок культуры, образования и СМИ. По данным «Фонтанки», руководители обеспокоены информацией о том, что якобы бюджетных средств не хватит на выплату зарплат штатным сотрудникам во второй половине декабря. Речь шла о дефиците в 200 миллионов рублей.
Пресс-секретарь вице-губернатора Юлия Стрижак подтвердила, что совет директоров городских театров встречался с Василием Кичеджи 31 октября и действительно озвучил цифру в 200 миллионов рублей, которых в общей сложности не хватает директорам городских театров, чтобы выплатить зарплаты своим сотрудникам в декабре. Новый начальник (напомним, что на должность вице-губернатора по культуре и СМИ Василий Кичеджи утвержден 14 сентября, он сменил на этом посту Аллу Манилову) выслушал визитеров очень внимательно, предложил им каждому изложить свои проблемы на бумаге. «Я уже нашел 450 миллионов на учителей, постараюсь помочь и вам», - по словам пресс-секретаря, заявил Кичеджи.
«Фонтанка» направила официальный запрос в комитет по культуре администрации Санкт-Петербурга, который непосредственно курирует и отчасти финансирует работу всех государственных театров. Данный комитет, как и комитет по печати, сейчас переживает нелегкое переходное время: полторы недели назад пост председателя оставил Антон Губанков и, пока власти ищут кандидатуру нового культурного руководителя Петербурга, обязанности председателя исполняет Анна Кучерова, прежде в качестве одного из заместителей Губанкова ведавшая финансовыми делами комитета. Анна Кучерова в официальном письме утверждает: «Никакого дефицита бюджетных средств нет. И в 2011-м, и в 2012 годах театрам, как и всем другим городским учреждениям культуры, средства на заработную плату будут перечислены в полном объеме, гарантированном нормативными актами законодательства об оплате труда работников бюджетных учреждений культуры в Петербурге и законами о бюджете Санкт-Петербурга на 2011 и 2012 годы. В следующем году изменится форма выплат – деньги будут предоставляться в форме субсидий на выполнение государственного задания».
Директора официальные комментарии, разумеется, давать отказываются. Но можно предположить, что именно с переходом театров (как и других учреждений культуры) на новую форму взаимодействия с государством, и связана описанная выше неординарная ситуация. Согласно ФЗ №83 учреждения культуры (и, в частности, театры), которые раньше значились государственными учреждениями, теперь будут называться бюджетными. При этом принципиально изменится форма их финансирования из бюджета города. В последние годы комитетом по культуре изначально озвучивалась сумма лимитов, которыми могли располагать театры, а затем театрами составлялась доходно-расходная смета на календарный год. Теперь же театры будут получать из бюджета города субсидии на выполнение конкретных государственных заданий. При этом, согласно ФЗ №83, ни одно учреждение культуры не получит суммы меньшей, чем в 2011 году. Анна Кучерова заявила «Фонтанке», что бюджет Петербурга на 2012 год утвержден даже с увеличением расходов на культуру.
Понятно, что на момент перехода театров из одной формы в другую – то есть, на 31 декабря 2011 года, - на счетах госучреждений культуры не должно остаться средств, а все долги, в том числе и по заработной плате, должны быть погашены. Согласно неофициальным источникам, разговор с представителями комитета по культуре, столь напугавший директоров, был связан именно с необходимостью осуществления всех выплат декабрем месяцем, в то время как все работающие в госучреждениях сотрудники прекрасно знают, что зарплаты за предыдущий месяц выплачиваются в начале следующего. То есть, средства, выплаченные директорами своим сотрудникам в декабре 2011 года, будут возвращены им в январе 2012 года в качестве первой целевой выплаты.
В любом случае рабочая встреча директоров городских театров с вице-губернатором Василием Кичеджи и их прямое общение – событие само по себе полезное для обеих сторон. Вице-губернатор узнал о насущных театральных заботах, прежде всего, в экономической сфере. У Кичеджи появилась возможность поближе познакомиться с проблемами театров, с которыми он, судя по его послужному списку, до сих пор не сталкивался. Есть ведь среди высказываний новой власти утверждения, которые пугают не на шутку. Главное из них – что культура в целом может существовать только за счет спонсоров и заработанных средств. Как показывает опыт последних, «рыночных» десятилетий, самоокупаемость - удел масскультуры. Искусство же – и особенно искусство современное, актуальное, не работающее в стиле «чего изволите», а провоцирующее серьезные размышления о социальных проблемах, о судьбах страны и мира, - требует поддержки и даже покровительства государства. Российское искусство и так проявляет чудеса выживания по сравнению с западным. Скажем, бюджет среднего немецкого или французского городского театра исчисляется десятками миллионов евро в год, тогда как петербургские театры довольствуются всего лишь десятками миллионов рублей. А между тем они умудряются сохранять конкурентоспособность на мировом художественном уровне. Впрочем – это стоит заметить особо – умудряются не все. Так вот, хорошо бы, чтобы новая власть определила для себя верные приоритеты в оценке работы театров. Таковыми, разумеется, не может быть количество заработанных денег — в противном случае все театры вынуждены будут ставить только «чесовые» антрепризные подделки: два стула, три актера, угарные сценки и тексты. Критериями качественной работы театров во всех цивилизованных странах с давних пор является оценка профессионального сообщества, участие в престижных фестивалях и конкурсах и их награды, а также – международное реноме города (в нашем случае - Петербурга) как центра живой современной театральной культуры.
Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»