Расчеты Минрегиона, что на эксплуатацию петербургской дамбы ежегодно будет уходить 300 - 400 млн рублей, оказались, мягко говоря, неверны. Только на эксплуатацию затворов, автомобильной дороги, тоннеля и прочих сооружений КЗС на ближайшие три года выделяют 7,5 млрд рублей. На что именно расписали гигантскую сумму, выясняла «Фонтанка».
Петербургская дамба достроена, но продолжает выкачивать из бюджета миллиарды. Только на эксплуатацию затворов, автомобильной дороги, тоннеля и прочих сооружений комплекса на ближайшие три года выделяют 7,5 млрд рублей. На что именно расписали гигантскую сумму, выясняла «Фонтанка».
Подрядчика, который будет обеспечивать функционирование комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений, ищет федеральная дирекция «КЗС Минрегиона России». Предполагается, что контракт со структурой, победившей в конкурсе, будет заключен до конца года и продлится до 31 декабря 2014-го.
Какая работа на объектах КЗС Петербурга оценена Минрегионом в 7 млрд 556 млн 160 тысяч рублей? Согласно технической документации, в обязанности организации, эксплуатирующей дамбу, будут входить: обслуживание и ремонт всех механизмов судо- и водопропускных сооружений, автодороги, проходящий по дамбе, а также транспортного тоннеля под ней, всех пультов управления, а также административных зданий КЗС. Любое ЧП на объектах дамбы, будь то дорожная авария или неисправность механизма, подрядчик должен устранять не более, чем за 20 минут. Для охраны объектов подрядчику разрешено иметь оперативную бригаду, вооруженную дубинками и огнестрельным оружием.
Также организация должна координировать действия оперативных служб КЗС при угрозе наводнения. При всей своей сложности сооружение должно все-таки выполнять свою главную функцию — защиту города от нагонной волны.
Дороговизну услуг в Дирекции комплекса защитных сооружений объясняют тем, что подрядчику (помимо работы в реальных условиях) предстоит за два года выработать программу действий по эксплуатации дамбы для последователей. Фактически организация должна будет вести дневник своих работ на объектах дамбы, подробно описывая, какие работы и в какие сроки потребовалось выполнять, чтобы все узлы КЗС работали как часы. Подрядчик также должен описывать все аварийные ситуации и их причины. Из этого опыта будет составлена инструкция по эксплуатации дамбы.
Вопросы стратегического управления объектами дамбы частному подрядчику по контракту все же не доверят. Решение о закрытии водопропускных сооружений комплекса защитных сооружений при повышении уровня воды в заливе будет принимать КЗС Минрегиона.
Как сообщала «Фонтанка», согласно действующему регламенту, сигнал о закрытии водопропускных и судопропускных сооружений КЗС дает ГУ МЧС по Петербургу. Такой порядок стал обязательным после окончательной сдачи в эксплуатацию дамбы в августе этого года.
Впрочем, первый же подъем уровня воды в Финском заливе и Неве в сентябре этого года выявил несовершенство этой схемы. Оказалось, что МЧС может просигнализировать о необходимости закрыть дамбу, если вода поднялась до отметки 160 см. С этого момента дирекции требуется не менее часа на закрытие всех сооружений. А как известно, вода во время сильного затопления может прибывать со скоростью подъема уровня более 1 метра в час.
Отметим, что конкурс на эксплуатацию объектов дамбы КЗС объявляет не впервые. В 2010 году право на завершение строительных работ и эксплуатацию комплекса получила компания ОАО «Ленгидропроект» - структура энергетической корпорации «РусГидро». Контракт продолжительностью в год стоил бюджету 70 млн рублей. Параллельно КЗС проводил конкурс на выбор подрядчика, который окажет услуги по охране основных объектов КЗС, на сумму около 100 млн рублей. При таких пропорциях контракт на три года не должен превышать 0,6 миллиарда рублей.
Напомним, что общие расходы на строительство комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений составили 109 миллиардов рублей. При этом чиновники Минрегиона уверяли, что, по предварительным подсчетам, расходы на эксплуатацию КЗС ежегодно будут составлять 300 - 400 миллионов рублей.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»