Словно панацею от всех проблем Петербурга восприняли чиновники, ответственные за ЖКХ, прогноз главного синоптика города: "Температура грядущей зимой будет в пределах нормы, без аномалий, а высота снежного покрова составит 30-50 см (по сравнению с максимальными прошлогодними 72 см)". Коммунальщики расправили плечи – у них появился шанс продержаться до весны.
Если бы основатель экзистенциализма Жан-Поль Сартр был жив, то он бы наверняка написал пьесу, посвященную тому, как петербургские чиновники готовятся к зиме. Потому что с точки зрения его теории, человек проявляет себя полностью только в экстремальной ситуации – а для Смольного, похоже, грядущая зима станет главным испытанием последнего десятилетия.
Во всяком случае, на основе того, как проходило в пятницу заседание межведомственной комиссии (МВК) по подготовке к отопительному сезону под председательством вице-губернатора Сергея Козырева, можно написать произведения в стиле пушкинских «Маленьких трагедий», но только с разными финалами – счастливым, открытым и пессимистичным.
Трагедия первая: «Прогноз погоды»
До доклада главного синоптика Петербурга Александра Колесова о том, какой будет погода будущей зимой, участники заседания – представители профильных комитетов, районных администраций и ГУЖА – откровенно скучали. Секретарь комиссии Евгений Божедомов докладывал, как выполняются решения, принятые на предыдущем заседании МВК. То, что он говорил, всем уже давно было известно: ресурсоснабжающие организации готовы отапливать дома граждан, а вот капитальный ремонт инженерных сетей и кровель не закончен.
«Я думаю, что по итогам этой зимы мы посмотрим, в каких районах ремонт был качественным, а в каких нет, – заставил встрепенуться участников совещания вице-губернатор Сергей Козырев. – И мы объявим три лучших района, которые в итоге, возможно, получат какое-то материальное поощрение, а также три худших, в отношении которых могут быть приняты и кадровые решения».
Эти слова были своеобразным прологом к выступлению главного синоптика города, которого уже все слушали так, будто этот скромный ученый сейчас сообщит, сколько осталось жить каждому сидящему в зале. И это понятно: ведь если зима будет суровой, то инженерные сети могут не выдержать, а крыши потечь – а там и до кадровых решений недалеко.
«Первые две декады ноября будут теплыми, но к концу месяца температура может опуститься до минус 6 – 10 градусов, – рассказывал Александр Колесов. – В первой половине месяца снег, возможно, будет, но он будет таять. Образование стабильного снежного покрова возможно к концу второй декады».
Пока прогноз был вполне оптимистичным, и корреспондент «Фонтанки» почувствовал, что напряжение, которое возникло в начале доклада Александра Колесова, постепенно спало, а глава комитета по энергетике Олег Тришкин, который все время смотрел на синоптика, наконец-то оторвал от него взгляд.
«Что же касается долгосрочного прогноза, – продолжал Александр Колесов, – то, по предварительным данным, температура зимой будет в пределах нормы. В декабре – минус 4-5, январе – минус 8-9, феврале – минус 8-9, марте – минус 2-3».
«Теперь о снеге, – сказал метеоролог и, не выдерживая театральной паузы, успокоил чиновников. – Этой зимой снежных рекордов не будет. Если в прошлом году мы зафиксировали высоту снежного покрова в 72 см, что побило все рекорды, то в этом году она будет в среднем 30-50 см». Доклад главного синоптика настолько обрадовал чиновников, что Сергей Козырев даже позволил себе в завершение пошутить: «Надеюсь, что эта зима тоже будет рекордной, но только на этот раз наоборот – в плане минимальных значений».
Это была первая – оптимистическая - трагедия.
Трагедия вторая: «Борьба с ямами»
Когда к трибуне вышел заместитель начальника Государственной административно-технической инспекции Александр Савин, чтобы рассказать о несоблюдении ордеров на производство работ на теплосетях, то чиновники привычно погрузились в свои дела. И это понятно: о том, что подрядчики постоянно нарушают сроки, указанные в ордерах, знают все, и мизерные штрафы, которые выписывает ГАТИ, никого не останавливают.
Однако у инспекции неожиданно нашелся защитник – вице-губернатор. Когда представитель ГАТИ показывал фотографии ям и котлованов в различных районах, указывая, что здесь не висит щит, а там нет ограждения, Козырев заметил: «Это объекты, по которым у горожан складывается мнение о том, как в городе производятся работы. Вот, например, переулок Гривцова, – указал он на фотографию, на которой была видна перекопанная улица. – Кто здесь ведет работы? «Теплосеть»? Это же солидная компания, принадлежит "Газпрому". Разве это соответствует ее статусу? Мы входим в зиму с такими объектами. Их видит во время своих объездов губернатор, их обсуждают жители в Интернете. По какому количеству адресов работы будут производиться и зимой?»
«Их около 230», – заметил Александр Савин.
«А ведь это капитальный ремонт, от которого не зависит теплоснабжение домов, – продолжал вице-губернатор. – Но жители этого не знают, и из-за отсутствия информации боятся, что у них не будет отопления». После этого он предложил, чтобы в Петербурге появился единый стандарт для ограждений и информационных щитов в районе производства работ. Но, как оказалось, вице-губернатора возмущает не только внешний вид реконструируемых объектов:
«Я вчера совершал объезд и узнал, сколько работ у нас производится без ордера. Не напомните, какие именно компании "отличились"?». Однако Александр Савин неожиданно замялся, явно не желая поименно называть особенно проштрафившихся.
«Не помните? – с улыбкой спросил Козырев. – А я помню. На первом месте – "Водоканал": им без ордера ведется более ста работ. Кто еще?» Александр Савин еле слышно прошептал: «Кабельные сети». Однако вице-губернатор, поняв, что замначальника ГАТИ не хочет публично ссориться с нарушителями, прекратил допрос.
«Не будем дальше перечислять. Но, коллеги, хочу вам сказать – не балуйтесь», – заметил он и предложил перейти к следующему вопросу.
Это была вторая трагедия – с открытым финалом.
Трагедия третья: «В поисках котельной Минобороны»
Ситуация с 187 домами Министерства обороны, которые расположены на территории Петербурга, давно уже стала настоящей «Санта-Барбарой». Из-за неразберихи с тем, кто же за них отвечает, в этом году не был произведен ремонт инженерных сетей, не были получены паспорта готовности котельных, то есть как формально, так и фактически эти дома к зиме не готовы. В очередной раз эта история обсуждалась и на МВК в пятницу – и опять безрезультатно.
На совещание пригласили руководителя петербургского филиала компании «Ремонтно-эксплуатационное управление» (РЭУ), которая теперь отвечает за отопление этих домов – в рамках военной реформы Министерство обороны избавляется от несвойственных ему функций, и в частности, от отопления зданий, в которых живут военнослужащие. Однако вместо руководителя на трибуну вышел исполняющий обязанности главного инженера Алексей Беляев. «Каждый раз к нам от вашей компании приходят разные люди, – заметил Сергей Козырев. – Скоро, наверное, сюда будут уже водители ходить, и я буду знать всех в лицо».
«У нас за этот год сменился третий руководитель, а нынешний сейчас находится на Военном совете», – ответил представитель петербургского филиала РЭУ, а затем рассказал то, что уже известно: Минобороны до сих пор не передало котельные, поэтому нет возможности подготовить их к зиме, а одну котельную, которая должна быть по документам, в РЭУ вообще не могут найти.
При этом выяснились по-настоящему апокалиптические данные: на устранение одного дефекта представители РЭУ недавно потратили 21 день, хотя по нормативам на это у них было лишь 24 часа. Связано это с тем, что в ресурсоснабжающей компании нет аварийной бригады. «Когда будет решен вопрос с аварийной бригадой?» – спросил Сергей Козырев.
«Его должен решить наш центральный московский офис, мы написали им письмо», – ответил Алексей Беляев.
Еще более абсурдно ситуация стала выглядеть после того, как к трибуне вышел представитель Минобороны – сотрудник департамента имущественных отношений Василий Воробьев. Он напомнил, что с 1 июля 2011 года приказом министра все котельные переданы в безвозмездное пользование компании «РЭУ», и она теперь отвечает за их подготовку, а министерство является лишь абонентом, который исправно платит деньги.
«Я ничего не понимаю: РЭУ говорит, что котельные не переданы, вы говорите прямо противоположное, – запутался вице-губернатор. – А кто тогда должен платить за подготовку сетей и котельных к зиме?». «РЭУ», – ответил представитель Минобороны.
«Это та, которой не переданы котельные, и руководитель которой на Военном совете?» – пошутил Козырев.
Кстати, в итоге выяснилось, что руководителя у РЭУ сейчас нет – последний недавно уволился по собственному желанию, а на Военном совете сидит главный инженер. Правда, тогда непонятно, кто присутствовал на МВК, и почему этот человек не знает, что у его компании в данный момент нет генерального директора. И это была третья трагедия – с пессимистичным финалом: решение проблемы так и не было найдено, стороны лишь договорились встретиться еще раз.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"