История политических и правовых учений на примере Толкиена и Джоан Роулинг, «Винни-Пух» как символ сексуальности и танец чайника и кастрюльки как показатель идей фрейдизма и структурализма. Современные преподаватели все чаще обращаются к оригинальным примерам, чтобы объяснить ученикам суть классических теорий.
В распоряжении «Фонтанки» оказалась программа предмета «история политических и правовых учений» для студентов юридического факультета одного из петербургских вузов. На первый взгляд набор тезисов и уж тем более текстов для прочтения для человека, не влюбленного в юриспруденцию и правоведение, скучен и зубодробилен. Однако, дойдя по последней страницы описания курса, невнимательный читатель оживляется. В качестве альтернативных политико-правовых концепций студентам предлагается толкиенизм, поттеризм и вампиризм. Литературу, обязательную для чтения, угадать несложно: «Властелин колец» и «Гарри Поттер». В качестве примера для изучения вампиризма требуется посмотреть художественный фильм «Воины света».
За комментарием «Фонтанка» обратилась к автору курса. Преподаватель на контакт с журналистами пошла, однако цитировать свои комментарии запретила. В качестве причины она назвала эксклюзивность собственной разработки и невозможность нарушения авторских прав.
Между тем идея обучения юристов на таких неожиданных примерах вызвала неоднозначную реакцию у опрошенных «Фонтанкой» специалистов в этой сфере. «Хотелось бы, чтобы люди, которые получают высшее юридическое образование, были специалистами в своей области. В университете действительно преподают и историю права, в том числе и римского. Для чего это делается? Чтобы не изобретать велосипед, все отправные точки идут оттуда. Можно, конечно, давать какие-то вымышленные примеры, но тогда студент, выйдя из вуза, не сумеет применить полученные навыки» - так прокомментировали идею преподавателя адвокаты коллегии адвокатов «Де ЛАТА».
Эксперты считают, что в таком случае можно было бы преподавать и уголовное право на примере сказок: «Например, «Теремок»: «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок". Это — бесхозное имущество. Мышка-наружка, ставшая там жить, - либо кто-то из оперативников, либо незаконный житель. Они до этого кем были? Бродягами, а по советским временам это было наказуемо. Так можно любое произведение перевернуть». Специалисты уверены — студенты-юристы с третьего курса уже должны уметь говорить юридическим языком. «Если говорить о политических учениях, то сейчас очень много примеров из реальной жизни», - добавляют адвокаты, отмечая, что ситуацию со смертью лидера Ливии Каддафи тогда уж можно было бы описать на примере сказки «Кощей Бессмертный».
Между тем идея объяснения довольно серьезных теорий на основе произведений литературы или кинематографа не нова. Классикой сравнительно-типологического метода в фольклористике и современной теории текста считается труд Владимира Проппа «Морфология сказки», положивший начало структурному подходу к изучению повествования. При этом всемирно известный ленинградский ученый, чью теорию сейчас используют не только лингвисты, но и философы, социологи и политологи, всю свою жизнь посвятил изучению сказки.
Изучают в современных вузах и труд российского семиотика и лингвиста Вадима Руднева «Винни-Пух и философия обыденного языка». Согласно его теории, книга - серьезное и глубокое, хотя от этого не менее смешное и забавное произведение классического европейского модернизма 1920-х годов. Вот лишь некоторые выдержки из труда: «Поросенок решает подарить И-Ё воздушный шар – упругий символ беременности, элемент архаического «забытого языка», «....в сущности, Пух – это Пушкин». «Персонажи «Винни-Пуха» живут на первый взгляд крайне безобидной инфантильной жизнью в лесу: пьют чай, обедают, ходят в гости, лазят на деревья, собирают шишки и желуди, сажают цветы, пишут стихи, посылают друг другу послания, охотятся за воображаемыми лютыми животными и при этом постоянно разговаривают. Между тем и благодаря этому подобно внешне безобидному и безоблачному детству (а ведь в "ВП" изображен мир детства – с этим никто не станет спорить), которое проникнуто, как показал психоанализ, напряженной сексуальной жизнью...», - считает автор научного произведения.
По воспоминанию одного из сотрудников АЖУРа, который учился на гуманитарном факультете одного из ведущих вузов Петербурга, при изучении предмета «Введение в мифологию» его преподаватель в качестве примера анализировал мультфильм «Красавица и чудовище» производства компании Disney 1991 года. В том мультфильме есть эпизод, где красавица Белль танцует на кухне в замке Чудовища, а вокруг нее пляшут кастрюли и чайники, которые в прошлом были слугами, но потом их превратили в предметы утвари. Как говорил преподаватель, носики чайников были фаллическими символами, а вмятины на боках кастрюль – символами женских половых органов. По мнению ученого, когда предметы кухни терлись друг о друга во время танца, это символизировало половой акт между ними. И, приводя такой пример, лектор показывал, как нужно анализировать произведение мифологии с помощью фрейдизма и структурализма.
На понимание идей структурализма и функционализма некоторым современным студентам предлагают задачу от американского философа Дэвида Льюиса (автора теории возможных миров). Звучит она примерно следующим образом: представьте себе странного человека, который иногда так же, как и мы, испытывает боль, но эта боль отличается от нашей по своим причинам и следствиям. Обычному человеку боль мешает сосредоточиться, заставляет стонать или кричать, а его — скрещивать пальцы. Другой воображаемый персонаж – марсианин, который иногда так же, как и мы, испытывает боль. Он ее чувствует, но не имеет воплощений, как у человека. Кто из них на самом деле испытывает боль?
Кстати, нынешние преподаватели вузов зачастую имеют возможность получить за свои современные идеи дополнительные деньги. В некоторых вузах за инновации полагаются доплаты. По словам директора программы «Развитие социальных исследований образования в России», заместителя директора НИУ-ВШЭ в Петербурге Даниила Александрова, и в его учебном заведении, и в ряде московских вузов существует Фонд образовательных инициатив, куда преподаватели могут подать заявку и выиграть грант на проведение новой формы занятий или преподнесения предметов. Единственное условие для получения финансирования — чтобы преподаватели их кафедры не возражали против предлагаемых инноваций.
Марина Зеленая, «Фонтанка.ру»
Сказки воплотились в теории
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ