В Петербурге не утихают разговоры о том, что портит наш город – новые торговые центры, будущие небоскребы или островные высотные доминанты. Между тем, где бы ни пролегал ваш маршрут – по Марсову полю, мимо Эрмитажа или вокруг Петропавловской крепости – вы везде будете неизбежно встречать одни и те же сооружения, общественные туалеты. И ведь именно общественные уборные, а не дворцы и небоскребы стоит считать вершиной городской цивилизации. Хотите сразу и много узнать о времени и месте, в котором вы живете – загляните в общественный туалет.
Викторианская эпоха в Лондоне, кроме всего прочего, считается бумом строительства общественных туалетов. Сейчас, правда, многие из них закрылись, над викторианскими ступеньками висит ржавая железная цепь с замком. Местные власти отказываются платить за их содержание, им проще сдать площади в аренду под небольшой магазин или бар. Многие жители города считают эту проблему политической.
Туалеты в Амстердаме еще раз убеждают нас в том, что голландцы – самая прогрессивная нация Европы. Они не скрывают ни ног, ни лица посетителя.
Во многих городах США общественных туалетов просто нет, их функцию выполняют заведения быстрого питания, владельцы которых обязаны пускать в туалет каждого желающего - так вот выглядит демократия в действии.
Ленинградские общественные туалеты по духу были ближе всего к старым лондонским - они располагались в капитальных зданиях, площади на них не жалели. Практически все они пали жертвой экономического бума. В помещении общественных уборных на улице Восстания сейчас находятся цветочная лавка и кафе. Примечательно, что на месте целых двух советских туалетов соорудили рестораны – "Парк Джузеппе" на набережной канала Грибоедова и ресторан "Атмосфера" ("Лесной") на углу Лесного пр. и ул. Матросова. В апреле этого года обсуждалась возможность реконструкции туалета на углу Чкаловского и Большой Зелениной под торговый комплекс. Правда, компания в итоге отказалась от проекта.
Сегодня проблему городских уборных пытаются решить более экономичным путем – и с точки зрения денег, и с точки зрения занимаемого места. Синие и зеленые пластиковые кабинки биотуалетов вот уже много лет как стали притчей во языцех. Успели наметиться даже некоторые положительные тенденции: маленькие некрасивые туалеты заменили на туалеты побольше, посимпатичнее, почти что благородного коричневого и серого цветов, появилось даже такое новшество, как туалет на колесах. И, тем не менее, все эти кабинки – как улика, выдающая нас с головой.
Создатели явно стремились к тому, чтобы форма этих туалетов резонировала со стилем городской застройки, и результат вышел странный. Просто дешевая пластиковая будка рядом с Эрмитажем производит нелепое впечатление, дешевая пластиковая будка с претензией на том же месте кажется верхом безвкусицы.
Во сколько обходятся эти нехитрые сооружения, вопрос тоже интересный. Скажем, самая простая голубенькая кабинка стоит на сайте продавца 18 000 рублей. А вот туалетные модули, которые часто используются в центре нашего города, компания "Биоэкология" предлагает за 750 000 рублей (правда, внизу есть пометка: «Работа на условиях муниципального заказа обсуждается индивидуально!»).
Откуда берется разница почти в 40 раз на глаз понять невозможно: тот же пластик, разве что кабинки две и внутри побольше пространства. На самом деле ни город, ни "Водоканал" могли бы вообще за это не платить, а дать частной компании поставить в городе туалеты в обмен на право продажи рекламных площадей. Таким образом сотрудничают, скажем, власти Нью Йорка с испанской компанией Cemusa.
Последняя ставит в городе автобусные остановки, туалеты, газетные киоски и даже парковки для велосипедов, да еще к тому же и платит солидную сумму денег в местный бюджет. В итоге экономятся деньги налогоплательщиков, а уличные туалеты выглядят куда более пристойно, чем в Петербурге. Заработков от рекламы компании Cemusa хватило на то, чтобы нанять архитектурную мастерскую Grimshaw для дизайна мелких уличных объектов.
Зайти в нью-йоркский туалет стоит 25 центов. За то, чтобы справить нужду на набережной канала Грибоедова, придется отдать кассирше в три раза больше – 25 рублей. Внутри не чудовищно, но все-таки грязно, туалетной бумаги нет, полотенца для рук самые дешевые. Задвижка на дверях напоминает о дачном сортире на участке.
На систему автоматической оплаты и закрывания дверей не хватило то ли денег, то ли фантазии. Отсюда же проистекает еще одна, самая важная проблема, которую наши туалеты не решают. Так как держать в них кассира круглосуточно, очевидно, невыгодно, они закрываются в 9 часов вечера, а, значит, тем, кто возвращается домой из бара ночью, писать все равно придется на улице.
Есть в петербургских кабинках и действительно неприятная недоработка: они не приспособлены для инвалидных колясок. За пределами центра города ситуация с туалетами из плохой превращается в абсурдную. Скажем, у станции метро "Горьковская" стоят целых два серых домика (непохожих на те, что находятся в центральном районе), и расставлены они таким образом, как будто кто-то их там забыл или случайно разбросал.
Еще одна несуразная коробка вот уже три года стоит на пересечении улиц Большой Монетной и Льва Толстого на месте снесенных ларьков. Перекресток этот сравнительно безлюдный, в часы пик автобуса или трамвая здесь дожидаются не больше пяти человек, так что пользоваться заведением особенно некому. Но даже если бы прохожему и пришло это в голову, то его постигла бы неудача: на туалете висит замок, и как попасть внутрь никому не известно.
Можно предположить, что достойная современная архитектура появится в Петербурге в то же время, когда туалеты будут симпатичными, чистыми, удобными и стоять будут там, где они действительно нужны. Ждать этого момента, очевидно, придется долго.
Справка:
Сегодня в Петербурге работают 126 стационарных общественных туалетов, 79 модульных, 20 передвижных санитарно-гигиенических комплексов на базе автомобильных шасси, 438 передвижных туалетов.
До 2014 года в Петербурге планируется реконструировать 49 и капитально отремонтировать 28 общественных туалетов. Кроме того, "Водоканал" приобретет 9 передвижных санитарно-гигиенических комплексов на базе автомобильных шасси и 20 модульных туалетов.
Мария Елкина, "Фонтанка.ру"