Сегодня отмечает фантастический юбилей одна из самых прекрасных женщин и одна из самых уникальных актрис российской сцены за всю историю ее существования – народная артистка СССР Людмила Иосифовна Макарова.
Чествование актрисы в ее любимом, единственном на всю жизнь театре - БДТ, куда она пришла работать по окончании школы студии в 1941 году и на сцену которого выходит и сейчас, правда, лишь в одном спектакле «Кошки-мышки», намечено на завтра. Сегодня – праздник домашний. «Фонтанка» обратилась к профессору Театральной академии Елене Горфункель с просьбой поделиться впечатлениями о лучших работах Людмилы Макаровой в спектаклях Георгия Александровича Товстоногова, начиная с послевоенного времени и об исключительных качествах таланта актрисы.
- Театр Людмилы Иосифовны Макаровой всегда был олицетворением актерской сценической радости. С одной стороны, это было ее амплуа, если говорить по старому. По амплуа Макарова была инженю. Но дело не только в нем. Людмила Иосифовна так относилась к своей профессии. Даже в своих воспоминаниях о театре она описывает все, что с ней происходило, как праздник. Но и в театре Товстоногова – серьезном и по преимуществу мужском – для Людмилы Макаровой нашлось место. И вот этим ее, условно говоря, местом была как раз тема радости – и человеческой, и актерской.
Всю свою актерскую жизнь она именно так и прожила – с радостью. Что бы она ни играла. Начиная с роли ведущей в одном из первых спектаклей Товтоногова «Когда цветет акация» 1956 года и заканчивая Еленой – это самая блистательная ее роль в серьезном репертуаре, в товстоноговских «Мещанах», спектакле который появился десять лет спустя.
Каждый раз когда вы видели какую-либо героиню Макаровой, вы ощущали колоссальную полноту чувств человеческих – причем, не зависимо оттого, в какой обстановке жили ее героини. У нее была совершенно очаровательная Катя из «Пяти вечеров». Была веселая и не имеющая никакого отношения к мраку «Горя от ума» Лизанька.
Была невероятно веселая и заводная Елена в «Мещанах», о которой я уже говорила. Собственно, она-то, эта Елена, и разваливала дом Бессеменова. Потому что дом Бессеменова был мрачный, тусклый, безрадостный, а у героини Макаровой на втором этаже всегда была радость – и она постепенно туда всех уводила.
Кого она еще замечательно играла – так это Наташу в «Трех сестрах». Это нужно особо отметить. Роль эта отрицательная. И тогда актрисы ее играли чрезвычайно жестко и сатирически. А Макарова даже писала в своих воспоминаниях: я, мол, говорила Георгию Александровичу, что ведь Наташа моя - она же по-своему права. Макарова умела в любой роли встать на сторону своей героини, доказать ее правоту, аргументированность ее образ жизни. Так вот макаровская Наташа в итоге не вызывала никакого отторжения у зрителя, у нее нельзя было обнаружить никакого груза пошлости, мещанства. Она жила отдельно от этих трех сестер. Тем более, что конфликт, заложенный в спектакле Товстоноговым – он касался в основном интеллигенции, режиссер к ней предъявлял претензии. А поскольку Наташа к этой интеллигенции отношения не имела, то она и оказывалась совершенно ни в чем не виновата.
Наконец, роль, которую можно считать подлинным шедевром Людмилы Макаровой в БДТ – это сваха Ханума в одноименной товстоноговской комедии. Не было ничего более и очаровательного, и живого, и зажигательного и актерски очень тонкого. Характерно, что Макарова прожила всю жизнь с так называемым мыслителем – Ефимом Захаровичем Копеляном. С первого спектакля «Когда цветет акация», где они оба играли ведущих, они составили контрастную пару. Он был немного старовер, консерватор, а она играла такую юную и немножко ветреную его оппонентку. И вот этот же расклад характеров они сохраняли на протяжении всей жизни.
Я сравнительно недавно видела возобновление спектакля «Кошки-мышки» - и Людмила Макаров в нем показалась мне чрезвычайно посерьезневшей. Но после Товстоногова ей вообще в театре нелегко живется. Случалось, она даже жаловалась, что ролей ей в театре не хватает, а то, что предлагает ей нынешний художественный руководитель БДТ, Темур Нодарович Чхеидзе – это совершенно не ее спектакли. Но все это как бы не взаправду, немного кокетничая. Всерьез же от нее никогда не исходило, с одной стороны, никаких жалоб на жизнь, с другой - никаких претензий к театру, к режиссеру – ничего этого в ней не было и нет. Она умеет быть гармоничной даже в самые несчастливые периоды в своей жизни. Я помню, когда был юбилей БДТ, на конференции, ему посвященной, сидела только она одна. Другие актеры приходили-уходили, а она выслушала все от начала и до конца.
Конечно, надо понимать, что Людмила Иосифовна Макарова - из плеяды великих актеров, из товстоноговского собрания драгоценностей. И оттого, что у нее юбилей – невероятная цифра – от этого особенно тепло на душе. Хотелось бы пожелать ей, чтобы то чувство бесконечно длящегося праздника, с которым она прожила всю жизнь, не ее не покидало. И здоровья, конечно.
Подготовила Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»
Фото из архива БДТ им. Г.А.Товстоногова