В концертном зале «Карнавал» отметил 20-летие «Комик-трест» - рисковое театральное товарищество, великолепная четверка шутников без слов, профессионалов-универсалов, исколесивших полмира на своих микроавтобусах и стабильно поддерживающих славу Петербурга как одной из столиц мировой клоунады. Поздравить их на сцену поднимались цыганский ансамбль и волынщики, Людмила Сенчина и Юрий Гальцев и многие другие, но от подмостков ни разу не повеяло торжественно-тоскливой юбилейной тягомотиной.
И, прежде всего, потому, что хозяева встречали гостей по всем правилам клоунского гостеприимства: при необходимости самолично превращая каждый выход в отдельный непременно смешной номер. Наиболее говорливых, не стесняясь, выпроваживали – тоже, разумеется, шуткой. Примерно как Огурцова, взобравшегося на эстраду, чтобы испортить всем карнавальную ночь в фильме Рязанова. Гости, правда, попались, не без чувства юмора. Правила игры быстро осознали и приняли. Председатель комитета по культуре Антон Губанков, например, вышел к картонной трибуне комиктрестовской выделки с «докладом минут на сорок», судя по толщине папки, которая оказалась розыгрышем. К восторгу собравшегося в зале культурного зрителя, председатель написал коротенькую юмореску – посвящение «Комик-тресту» и отдельно Вадиму Фиссону. В ней подчеркивалась важнейшая стратегическая задача, которую выполняет этот маленький, но гордый и неунывающий театр: отвлечение горожан от их главного занятия – недовольства жизнью. Господин Губанков ушел со сцены под овации, что с чиновниками вообще-то случается довольно редко: обычно их – максимум – вежливо выслушивают.
Состав людей, которые поднимались в этот вечер на сцену, сам по себе впечатлил несказанно. Понятно, что не обошлось без Гальцева в очередном женском костюме.
Без «Лицедеев», увы, со старым, хотя и нестареющим номером «Дождь» (чтобы его исполнить, Леонид Лейкин, входящий в десятку лучших клоунов мира, несся из Пушкина, где ему в этот же вечер вручали Царскосельскую премию, в центр Питера - и успел). Вполне предсказуемо явился «Терем-квартет».
Но ведь пришли и цыгане, и ансамбль «Волынки и барабаны Петербурга», и театр «Четвертая стена» в составе Вадима Жука, Сергея Лосева и Бориса Смолкина, специально собравшихся по случаю этого юбилея. Эта команда в ее лучшие времена делала то, чем в начале века прославился театр «Кривое зеркало» - актуально и остроумно шутила на тему искусства и, немного, политики. Теперь вот Наталья Фиссон, по признанию Жука, попросила «Четвертую стену» - а точнее, ее обломки - «внести в праздник ноту интеллигентности». Троица выступила в старомодном жанре переделки советского шлягера – в данном случае, «Я люблю тебя жизнь» - в комические куплеты. Правда, строку «Я люблю тебя «Трест» - натурально, орально, анально» по разряду интеллигентного юмора не проведешь, но «Вадюхин проезд на сметающей всё колеснице» ей вполне можно зачесть. Так же как ресторатору Илье Лазерсону можно зачесть его «комический дуэт» - с кем бы вы думали? С Андреем Ургантом, который, ко всеобщему удивлению, вылез из трехъярусного фанерного торта.
Однако, сколько ни скромничай умопомрачительная рыжеволосая красавица Наташа Фиссон, за интеллигентность со всеми ее необходимыми составляющими - чувством меры, вкуса и юмора - по полной программе отвечали сами именинники: Вадим Фиссон, почти не уезжавший со сцены, а также Николай Кычев, Игорь Сладкевич и, разумеется, сама Наталья, которая в это вечер время от времени скрывала свою огненно-рыжую шевелюру, упоминавшуюся, кажется, во всех комических куплетах, под голубым париком героини спектакля «Нафталин». Эта компания не переставала удивлять неизменной боевой готовностью шутить всегда, шутить везде, дабы на сцену не проникла «некондиция».
Они интеллигентно и осторожно мешали Людмиле Петровне Сенчиной серьезно петь «Хоть поверьте, хоть проверьте…» - сновали вокруг на детском велисипедике в королевской короне (Кычев), выпускали фейерверк мыльных пузырей, когда дело дошло до бала (Сладкевич и Фиссон), размахивали на заднем плане сначала красным флагом, а потом флагами трех цветом (мол, многое изменилось вокруг нас, но иные песни прежней страны вполне можно слушать и сегодня).
Они интеллигентно и непафосно вспомнили ушедших: по черному экрану плыли имена тех, «кого уже нет, но кто всегда с нами», а под ним, на сцене умывалась слезами и все теми же мыльными пузырями Наташина маразматичка-королева из «Белой истории».
Они интеллигентно и великодушно пригласили на сцену ансамбль «Танцы на колесах», участники которого – инвалиды-колясочники – выделывали такие трюки, что коляска воспринималась уже исключительно как спортивный снаряд, расширяющий, а не ограничивающий возможности искусства.
А еще они интеллигентно и скрупулезно – как обычно спектакли – готовили новые номера. За тот, где старый солдат (Сладкевич) под гармошку однополчанина (Кычев) готовит песню «на экспорт», смешивая французский и нижегородский в знаменитом «Tombe la neige», не жалко бросить в ушанку «море монеток».
За отдельный номер сошел бы банкет в стиле «совдеп», за который по-дружески взялся отвечать один из лучших рестораторов Петербурга Леонид Гарбар. И трехлитровые банки с соком – виноградным и томатным, - а также кильки на хлебе с яйцом и «Оливье» в тазах в качестве закуски лучше любой машины времени отправили всех гостей сразу в то прекрасное время, когда деревья были большими, а сугробы глубокими. И тут – очень кстати – появился «лицедей» Роберт Городецкий: он потребовал срочно включить ему фонограмму «Blue Сanary» Винсента Фьорино, и исполнил свой легендарный номер, обойдясь без костюма и реквизита, но опираясь на коллег Анвара Либабова и Анну Орлову.
А потом (или до – не важно) явились перед гостями Александр Друзь с черным ящиком, где оказалась, конечно же, хрустальная сова. И Сергей Мигицко в зенитовском шарфе, который тут же перекочевал с его шеи на шею Вадима Фиссона. И директор хорошего детского театра «Бродячая собачка».
Клоуны – это же всегда детство. А «Комик-трест» - это не те клоуны, которые приходят в голливудских хоррорах к заокеанским тинэйджерам. Это те лицедеи, которые помогают изживать кошмары современности, смеясь над ними утробным, карнавальным смехом. И, если кто еще не в курсе, как работает этот механизм, самое время отправиться на спектакли «Комик-треста». Поскольку юбилейный вечер в «Карнавале» – это только начало, за которым последует еще много чего.
Прежде всего - ретроспектива всех спектаклей. Опять-таки для несведущих: страхи, связанные с войной и вообще с разрушением нивелируются с помощью «Антония и Клеопатры» и «Спама для фюрера», кто боится тоталитаризма – тому на «Белую историю», а жизнь как трэш перестанет казаться тупиком после «Секонд-хэнда» и «Кабаре «Нафталин». Завершится карнавал имени «Комик-треста» 2 декабря в помещении Музея современного искусства «Эрарта», где будет показан фильм об уникальном театральном организме, который функционирует как – прав господин Губанков - животворящая среда, как антидот и антистресс для всех, кто попадает в зону ее действия, а число их неумолимо растет.
Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»
Фото Виктора Васильева
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»