Пресс-туры по зданию Главного штаба Эрмитаж проводит регулярно. Прессе показывали опустевшие перед ремонтом коридоры и дворы, потом подробно представляли проект реконструкции, а теперь каждые полгода водят по строительным лесам. Вот и в очередной раз Государственный Эрмитаж познакомил журналистов с состоянием дел.
Напомним, что работы по реконструкции восточного крыла здания Главного штаба начались в 2008 году. До этого в здании располагались несколько выставочных залов, но большую часть помещений занимали вспомогательные службы. Сам Главный штаб имеет в плане форму сильно вытянутого треугольника, стороны которого выходят на Дворцовую площадь, набережную Мойки и в арку Главного штаба. Внутреннее пространство треугольника четыре корпуса-перемычки разделяли на пять дворов, в которых царила мерзость запустения: здесь валялся мусор, было вечно сыро, и до июня не таял снег.
По проекту реконструкции, разработанному петербургской «Студией 44» под руководством архитектора Никиты Явейна, Главный штаб должен сохранить внешний облик, но радикально измениться изнутри. Дворы превращаются в колоссальные атриумы под стеклянной крышей, в корпусах-перемычках устраиваются гигантские двери, всё внутреннее пространство превращается в залитую светом анфиладу. Здесь будет около 12 тысяч квадратных метров выставочных площадей, плюс административные помещения, молодежный центр, кафе, ресторан, магазин, лекторий. Полностью обновленное здание откроется к 250-летнему юбилею Эрмитажа в 2014 году, но первую очередь с самого начала планировалось сдать раньше.
Та половина здания, что ближе к арке, – действительно производит впечатление полностью доделанной. Сейчас здесь ведутся финальные работы по монтажу охранной сигнализации. Самый большой из пяти внутренних дворов, а ныне атриум, преобразился. Под стеклянной крышей светло и тепло. К одиннадцатиметровым дверям, ведущим в следующий атриум, поднимается широкая лестница, которая сможет использоваться и как амфитеатр для концертов и лекций. Ниже лестницы расположен вход в цокольный этаж. В окнах кабинетов, выходящих внутрь атриума, горит свет, во многих видны шкафы, столы, оргтехника – музейные службы уже начали переезд на новое место.
Площадь готовой части – 32 тысячи квадратных метров (это чуть больше половины площади всего здания). Здесь будут работать 55 выставочных залов. Первыми в строй войдут залы современного искусства для проекта «Эрмитаж 20/21» и Молодежный центр. Уже известно, что в экспозиции будут два зала самого знаменитого в мире русского современного художника Ильи Кабакова, и отдельно – его инсталляция «Красный вагон». Отдельного зала будет удостоен и концептуалист Дмитрий Пригов, архив которого наследники Пригова передали Эрмитажу. Однако, по словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, музей не будет ждать, пока в залах смонтируют экспозицию. Уже через две недели, в конце октября, Главный штаб примет первых гостей – IX Форум СМИ Северо-Запада «Сезам». Затем здесь пройдет Международный юридический форум. «Мы опробуем здание сначала на людях, – сказал Пиотровский, – прежде чем пробовать на картинах. Параллельно музей доводит до готовности системы освещения, сигнализации, экспозиционное оборудование». Собственно экспозиция тоже уже спланирована, и, по обещанию Пиотровского, «уже к концу лета здесь будет что посмотреть».
Что касается второй очереди здания – в той части, где треугольник сужается к вершине на углу площади и Мойки, – то здесь работы еще в разгаре. В ней расположатся 98 музейных залов. Но пока видны лишь обнаженные балки, расчищенные до кирпичной кладки стены, строительные леса и настилы. Строители вскрыли каркас здания и укрепляют его. Балки забирают в стальной панцирь, заново насыпают полы, упрочняют стены. По словам генерального директора ООО «Интарсия» Виктора Смирнова, основные «ужастики» приведут в порядок в ближайшие два-три месяца. До Нового года строители рассчитывают полностью закрыть контур здания и дать в него тепло. Предстоит также прокладка коммуникаций, оштукатуривание стен, а затем – скрупулезные реставрационные работы, восстановление паркетных полов, настенной живописи. Некоторые ее фрагменты уже сейчас видны из-под защитной пленки, закрывающей исторические потолки и консоли. Ко Дню города в следующем году «Интарсия» обещает закончить работы по восстановлению фасадов и освободить Главный штаб от лесов (леса останутся лишь на небольшом фрагменте здания, примыкающем к Мойке).
Руководитель «Студии 44» Олег Явейн обратил особое внимание на уникальные технологии освещения, разработанные для здания Главного штаба. Освещать залы будут так называемые «световые фонари» – отверстия в кровле, окруженные светоотражающим материалом. Днем они будут усиливать и рассеивать естественный дневной свет. Ближе к сумеркам их начнут слегка подсвечивать дополнительными светильниками, и лишь с наступлением темноты естественный свет полностью сменится электрическим. «Весь зал сделан как одно светоотражающее устройство, – пояснил Явейн. – Это живой организм». «Мы сможем увидеть картины такими, какими видел их художник» – добавил Пиотровский.
В обновленном Главном штабе Эрмитаж планирует также разместить музей искусства XIX-XX века, музей Фаберже (в нем, помимо собственно эрмитажной коллекции работ Фаберже и его школы, будут проводиться и другие выставки ювелирного искусства), музей нумизматики. Будут воссозданы исторические комнаты, посвященные находившимся здесь до революции министерствам финансов и иностранных дел Российской империи. Верхний этаж здания Главного штаба отдадут под «Галерею памяти Щукина и Морозова». В нее переместится одна из самых популярных частей коллекции музея – корпус работ импрессионистов и постимпрессионистов, сейчас занимающий третий этаж Зимнего дворца. Немаловажно, что переезд части коллекции в Главный штаб освободит обширные выставочные площади в Зимнем дворце – и можно надеяться, что музей достанет из запасников и повесит на освободившиеся места много деликатесов для гурманов от искусства.
Анна Матвеева,
«Фонтанка.ру»
Фото автора.
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»