В концертном зале «Космонавт» одна из главных отечественных музыкальных групп «Аукцыон» сыграла новую программу – песни с альбома «Юла». Корреспондент «Фонтанки» протиснулся сквозь толпу страждущих меломанов и наблюдал за крестинами шедевра.
Еще 29 августа журналисты Москвы и Петербурга собрались на пресс-конференцию, посвященную презентации нового альбома группы «Аукцыон» – «Юла». В Петербурге для этих целей использовали клуб «Космонавт», в Москве – магазин «Дом культуры». Увы, сервис Skype подвел, поэтому никакого внятного разговора не получилось – однако мы первыми услышали весь альбом; звучал он из колонок «Космонавта» почему-то довольно невнятно, однако несколько очевидных тезисов сформулировать удалось уже тогда. Во-первых, «Юла» оказалась неавангардной: «Аукцыон» неожиданно дал первобытного угара, отбросив в сторону большую часть ухищрений и экстравагантных арт-джазовых аранжировок, «Юла» звучит и выглядит очень просто, бесхитростно, то есть идеально точно, по-аукцыоновски, без очевидного участия гостей в студии. Предыдущий лонгплей, подписанный авторством «Аукцыона» был всё-таки скорее «Girls Sing», чем «Девушки поют», и больше Леонид Федоров и Ко, чем «Аукцыон». Во-вторых, «Юла» набита хитами под завязку, тут каждая песня в ближайшие лет пять будет конкурировать по популярности с «Дорогой», а по драйву в общей связке у «Юлы» в современной русской музыке конкурентов нет и не ожидается. В-третьих – субъективно, – «Юла» всё-таки однобока, кажется, вдумчивые камлания Федоров окончательно оставил для сольников, с одной стороны – это плюс альбому: он законченный и концептуальный, с другой стороны – чувствуется недостаток прозрачных и болезненных медленных танцев, которые «Аукцыону» всегда шли.
«Космонавт» по случаю концерта, разумеется, набивается под завязку, аудитория – от мала до велика. Девочки-студентки толкаются в передних рядах с интеллигентными молодыми людьми в вельветовых пиджаках, на вип-местах рассаживаются дяди с животиками в весовой категории далеко за тридцать и молодые успешные, в очереди в бары стоят тридцатилетние молодчики и бородатые ценители авангарда: «Аукцыон» всегда успешно собирал вокруг себя разношерстную публику, условно находясь вне жанровых и возрастных рамок. Группа выходит на сцену без четверти девять в полном составе и играет, вместе с двумя выходами на бис, почти два часа. Аплодисменты громогласны, радостные крики и свист, размахивания руками и скандирования – временами, честно говоря, это напоминает футбольный матч.
По тому, как Гаркуша благодарил зал, было заметно, что группа волновалась. Дело даже не в качестве самого материала – 7 октября «Юла» появилась в продаже и моментально утекла в интернет, так что за два дня до концерта слушатели уже заучили половину песен наизусть и расписались в восторгах во всех возможных формах, – дело в самом факте, в этот вечер «Аукцыон» играл, по сути, первую новую программу за последние 15 лет – с самого «Жильца вершин». Играл дословно, дотошно и прямо по трек-листу, лишь в середине концерта внезапно и к вящему восторгу публики разродившись нестареющей «Всё вертится». Потом, на бис будут и «День Победы», и «Долги», но это уже бонус, с которого многие, надо сказать, ушли, побоявшись и вправду гигантской очереди в гардероб. Группа свою задачу выполнила на отлично.
«Юла» действительно потрясающая запись, на одном дыхании, в каком-то сумасшедшем темпе: на выдохи нет времени, наперегонки, навстречу всем ветрам – это альбом, на котором паузы между треками безжалостно сбивают строй, но хотя бы дают короткие секунды покоя. На пресс-конференции Федорова успели спросить про общую концепцию, Леонид, пожав плечами, лишь повторил название альбома. И это действительно юла, заводящаяся на нервном вальсе «Огонь» – больше оборотов, быстрей движение и вот уже вступают по хорошему злые оглушительные рок-н-роллы «Кожаный» и «Природа» («Кожаного» целиком поет Гаркуша, его вообще на альбоме в этот раз много), за ними – атмосферно-нежные «Мимо» и «Летучая». В финале «Летучей», инструментальной композиции, написанной Волковым, Федоров всё-таки пропевает куплет «Огня», словно еще раз закручивая волчок – еще один взрыв на «Карандашах и палочках» и финал, единственная действительно выбивающаяся из общего звукоряда заглавная песня. И на концерте это так же звучит и так же ощущается – и тут могла бы быть проблема, предсказуемость, очевидность, если бы это не была группа «Аукцыон».
Михаил Рудин,
«Фонтанка.ру»
Фото: Роман Соколов.
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»