Генеральная репетиция новой музыкальной программы группы «ДДТ» «Иначе» стала своего рода её премьерным показом для журналистов и друзей музыкантов. Вершилось действо в СКК, где посреди главной арены соорудили небольшой уютный зал. Присутствовали только свои.
Шевчук опаздывал в меру. На 15-20 положенных по статусу минут. Не больше. Народ, если, конечно, так можно выразиться о собравшихся, ждал терпеливо. Тем более, что это была всего лишь репетиция, хоть и генеральная.
Зажигать Юрий Юлианович начал на фоне гигантской панорамы XXVII съезда КПСС. Помаячив с полминуты, инсталляция распалась на фрагменты и канула в Лету. (Забегая вперёд, отмечу, что сам Шевчук впоследствии будет отрицать в этом необычном политическом оформлении собственное отвращение к коммунизму: «Это было лишь прощание с XX веком, не более того», - скажет он на брифинге после концерта).
Дальше видеоряд «Иначе» состоял из перманентно транслирующихся позади сцены сюрреалистических роликов, символизирующих фрагменты из непростой жизни обычного русского парня XXI века. (Рефреном одной из песен как раз и было словосочетание о новом русском парне, а состав «ДДТ» состоял из парней – один моложе другого). Образ был, разумеется, собирательный. Причём, как положительный, так и отрицательный.
Вот молодой человек, очевидно в мечтах, видит себя космонавтом в скафандре и в открытом космосе, и чтобы не стряхнуть грёзы, прикладывается время от времени к бутылке и затягивается сигаретой. Вот он уже злобный скинхед, крушащий нечто стеклянное. А завершалась судьба экранного героя «Иначе» тем, что, обнажённый, он, разбрасывая камни, вылезает из-под земли на Дворцовой площади перед Зимним дворцом.
- Таким финалом мы хотели показать освобождение молодого поколения, избавляющегося от всего лишнего, - объяснил Шевчук.
Вообще тема свободы так или иначе пронизывала фактически все песни новой программы «ДДТ».
- У нас все песни про свободу, - так и сказал Шевчук, когда кто-то из зала попросил спеть его одноимённую песню. И, подумав, уточнил: про свободу и про родину.
Про современную родину, стоит добавить. Потому что пел Юрий Юлианович про гастарбайтеров, скинхедов, про СПИД, пожирающий эту самую родину. Короче говоря, вполне отвечал вызовам сегодняшнего дня и молодого поколения не только лихими плясками в компании коротко стриженной юной солистки, но и тем, что по крайней мере на словах ориентировался в чаяниях подрастающего поколения.
Пел Шевчук… Впрочем, чего вам объяснять – не вчера, поди, родились. Шевчук – он есть Шевчук. Чудно только было, когда он начинал петь по бумажке. Тут-то только и вспоминалось: репетиция!
В конце концов дошла очередь и до той самой «Свободы». Публика взревела. Задвигалась сильнее прежнего. А корреспондент «Фонтанки» узнал в ближайшем от себя танцоре одного из лидеров Партии народной свободы Бориса Немцова в компании элегантной красотки. Что, в общем, согласитесь, было, конечно, более чем символично. Не компания красотки, а дискотечный выбор Бориса Ефимовича.
После концерта был брифинг. Прямо на сцене. Просто и демократично, собственно, под стать самому Шевчуку.
«Фонтанка» достала его одной из первых:
- Вы пригласите на премьерный концерт Владимира Владимировича Путина? – спросил Шевчука ваш корреспондент.
- Я вообще всех политиков приглашаю… - поначалу растерялся Шевчук. Однако, нашёлся довольно быстро. – Конечно, я его приглашаю. Пусть лучше он ходит на наши премьеры, чем мы на его! Согласитесь, в этом есть разница, - закончил он под хохот аудитории.
Пришлось согласиться. А куда было деваться?
- А вы не станете возражать, если Путин покритикует вашу творческую деятельность? – решился я поквитаться за Путина и довести тему Путин-Шевчук до логического конца.
- Я всегда рад конструктивной критике, - серьёзно пообещал Юрий Юлианович.
На этом политические вопросы, как вскоре выяснилось, для Шевчука в этот вечер не закончились. Сначала ему пришлось прокомментировать выборную ясность 2012 года. Шевчук, пошутив, что выборы состоялись ещё две недели назад, призвал народ жить спокойно и спокойно работать.
…И тут его в лоб настигло чьё-то утверждение:
- Вы же – народный трибун!
- Я не трибун, - устало ответил Юрий Юлианович, спустившийся к этому времени с трибуны (пардон, со сцены), и ставший ещё ближе к народу. (Впрочем, какой это был народ?). – Так, вякнул пару раз… Разве это трибун? Я не хочу быть трибуном. Моё дело - петь и сочинять музыку, - искренне объяснил он. – Так я принесу больше пользы родине.
Сложно было с ним не согласиться.
Впрочем, политика, конечно, не доминировала в тот вечер. И это правильно. Шевчук, например, объяснил, что слово «иначе», ставшее названием новой программы – одно из его любимых слов. Ибо оно вселяет в человека надежду.
- Заставляет верить, что всё всегда может быть наперекор устоявшимся догмам плакатов и штампов, - выразился Шевчук как истинный большой поэт. – Пока я работал над этой программой, то пережил целую депрессию, такая она непростая, - неожиданно признался он. – Но сейчас мне стало очень легко, как будто я от чего-то тяжёлого избавился.
И тут Шевчук был прав. (Если, конечно, не имел в виду температуру, которая, по его же словам, мучила его три дня до репетиции). Восприятие текстов и музыки в «Иначе», а, главным образом, видеооформление программы, даётся зрителю очень и очень не просто. Но в этом, наверное, и есть сила большого искусства «ДДТ».
Напоследок лидер «ДДТ» напомнил, что родился на Колыме, и сказал, что группа объедет с новой программой, которая стартует в Москве, а в середине ноября будет представлена в Питере, практически всю Россию:
- До Хабаровска доберёмся! – пригрозил Шевчук. - Правда, тяжеловато и дороговато это будет – ведь для «Иначе» нужно целых три трейлера оборудования.
Уверен, доберутся. А как же иначе?
Лев Сирин
Фонтанка.ру