Около 80 учащихся и преподавателей из городских детских художественных школ, училища имени Н.К. Рериха и из Академии художеств встретили Всемирный день учителя 5 октября в лучших традициях – на совместном пленэре в Румянцевском саду.
Для всех учащихся художественных школ и школ искусства пленэр – традиция и даже святыня: прекрасная возможность порисовать на свежем воздухе с натуры при естественном свете. Не зря каждое лето школы устраивает им такую практику в парках и садах Петербурга. Но воздух в начале октября не просто свежий, а холодный и влажный. Прозорливые мальчики и девочки пришли на пленэр в резиновых сапогах и с зонтами и прихватили термосы с горячим чаем. Кому-то повезло, и с ним пришли родственники, которые держали зонтики над головами своих чад, пока те творили. Погода была скверная: периодически набегал косой дождь и дул ветер, и лишь к вечеру выглянуло солнце. Комитет по культуре, организовавший «Петербургский пленэр», и на этот случай подготовился. Всем участникам были выдали цветные дождевики. Заглянул на мероприятие и сам председатель Комитета по культуре Антон Губанков.
«Акция проходит в намоленом месте, – сказал Антон Николаевич корреспонденту «Фонтанки», – Рядом с Академией художеств на Васильевском острове. На подобных мероприятиях должен происходить обмен между учителями и учениками, между разными школами. Наверное, впервые столько художников собралось вместе. Хочется сделать такие пленэры традиционными и проводить по несколько раз году».
Действо в Румянцевском саду выглядело фантасмагорично, словно всё перепуталось и вернулось в последнюю треть XIX века, когда императорская Академия художеств была настоящим центром культурной жизни. В то время как под крышей парковой эстрады струнный квартет играл «классику», юные художники выбирали не только хороший вид для набросков и этюдов, но и место посуше. Кто-то из ребят занял незатопленные скамейки, кто-то залез на ступени Румянцевского обелиска, другие устроились на складных стульях, принесенных с собой вместе с мольбертами. Возраст участников пленэра варьировался от 12 до 20 лет, всех их сопровождали педагоги из учебных заведений. Технику каждый выбирал сам, кому что оказалось по душе. Разнообразие поражало: акварель, карандаш, уголь на тонированной кофе бумаге и даже маркеры и фломастеры всех оттенков серого. В течение трех часов можно было наблюдать за художественным процессом: как из легкого наброска карандашом у юных художников получались законченные городские пейзажи.
Прохожие заглядывали в альбомы, сопоставляя детское видение и восприятие города с натурой: дом с башенкой на узкой улочке Репина; многоярусные фонтаны, словно вазы для фруктов, украшенные крылатыми карапузами-путти; аллея ведущая к серому обелиску с золоченной элегантной надписью «Румянцова победамъ»; витая ограда сада, отсылающая к турецким трофеям графа Румянцева. Даже самые открыточные виды на Неву, Английскую набережную и Исаакиевский собор у ребят получились оригинальными. Для подрастающего дарования подобные пленэры в городской среде полезны – не только как тренировка рисовальщика, но как способ лучше узнать историю и архитектуру города. Послесловие «Петербургского пленэра» – это совместная выставка учащихся, в которую войдут лучшие работы с акции.
Евгения Лаптева,
«Фонтанка.ру»
Фото автора.
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»