11 октября 57-летний Ричард Клайдерман даст сольный концерт на сцене Большого зала Филармонии. Накануне гастролей всемирно известный французский пианист, чье имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса, дал Фонтанке эксклюзивное интервью.
– Мистер Клайдерман, интересно, что чувствует человек, когда открывает Книгу Гиннесса и видит там свое имя?
– Я уже не слишком хорошо помню свои ощущения, потому что попал в Книгу Гиннесса в 80-х годах. Был упомянут, как артист, давший наибольшее количество концертов подряд. В то время у меня действительно был очень продолжительный всемирный тур.
– Вы выступали в различных залах мира, а есть ли самый любимый, куда хочется приезжать снова и снова?
– В мире столько концертных залов, которые могут быть красивыми, элегантными, художественно оформленными, но в то же время неудобными с точки зрения акустики. Некоторые залы созданы для концертов классической музыки и совершенно не подходят мне, так как в них хорошо не отстроить мой саунд. Orchard Hall в Токио – превосходный зал, но гримерки непрактичны, нужно воспользоваться лифтом, чтобы до них добраться. Про Большой зал петербургской Филармонии имени Шостаковича я слышал только самые добрые слова. Несомненно, Петербург – один из красивейших городов мира. Он стоит наравне с Парижем, Венецией, Римом, Нью-Йорком. Я не встречал никого, кто не считал бы его драгоценностью.
– Что вы скажете о российских современных классических пианистах, о Григории Соколове, Денисе Мацуеве, Евгении Кисине?
– Мне очень стыдно, но я не специалист в современной классической музыке. Такие же гении, как Бетховен, Моцарт, Чайковский, Рахманинов, Дебюсси, никогда не умрут. Их композиции пережили десятки поколений, переживут и нас. Но было бы странно, если бы новые музыканты и композиторы не привносили в мир музыки свое звучание.
– В своем творчестве вы смешиваете классику с поп-музыкой. Для России этот жанр – так называемый кроссовер – относительно новый. У нас принято слушать либо классику, либо поп, рок.
– На самом деле, моя музыка неклассическая. Я учился в консерватории, а потом даже записал несколько классических фортепианных тем, но я не академический пианист. Я что-то вроде поп-музыканта, который исполняет музыку разных стилей в своей собственной версии. Некоторые называют мой стиль музыки «легким, легко слушаемым». Но в мире много людей, кому нравится слушать красивую музыку, что-то элегантное, романтичное, мягкое и нежное… Моя музыка – как любовь; кому не нравится музыка любви?
– За последние годы появилось столько музыкальных стилей – уму непостижимо! Что из недавно услышанного вам понравилось?
– Сейчас всё глобальное, даже музыка: посредством Сети мы всего за день можем запросто открыть для себя пятьсот разных исполнителей с пяти континентов. Сам я фанат джазовой музыки, таких столпов, как Чик Кориа, Пэт Мэтини, Мишель Петруччиани, Херби Хэнкок.
– А что вы думаете о современном музыкальном телевидении?
– На телевидении так мало по-настоящему интересной музыки. Телепродюсеры делают бизнес, а не занимаются творчеством.
– Ваш двухминутный шедевр, знаменитую композицию «Ballade pour Adeline» знают все. Расскажите, как сложилась судьба той самой Аделины, девочки, которой посвящена эта красивая тема?
– Аделина – дочь композитора Поля де Сенневиля. Насколько я знаю, ей до сих пор не надоела эта баллада. Когда восемь лет назад она выходила замуж, я исполнил эту балладу на праздничном ужине, сразу после венчания в церкви.
– Современная молодежь уже особо не стремится учиться в музыкальных школах, многие занимаются самообразованием в интернете – скачали учебник, и вперед. Как вернуть интерес к традиционному музыкальному образованию?
– Но мне рассказали, что в Китае – 55 миллионов пианистов, всех возрастов и поколений, от новичков до профессионалов. И они с большим интересом ходят в музыкальные учебные заведения. Россия ценна тем, как бережно здесь сохраняются традиции мастерства. Поэтому я не был бы столь пессимистичен.
– Как вы думаете, интернет дан нам во благо? Или он оглупляет, отрывает от реальности?
– Я не эксперт в интернете, хотя на гастролях часто использую Skype в общении с женой. Интернет сам по себе лишь орудие, средство – он способен приносить и зло, и добро. Конечно, было бы здорово, чтобы каждый брал от Сети только лучшее, разумное, доброе, вечное. Интернет больно бьет по музыкальной индустрии, особенно по CD и DVD, ведь всё можно скачать в Сети. Я очень озабочен пиратством. Но что я могу поделать?
Михаил Садчиков,
«Фонтанка.ру»
Фото: NCA.
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»