
Городские власти продолжают кампанию по монтажу художественно-архитектурной подсветки на улицах города. Но если раньше за бюджетный счет подсвечивали в основном исторические здания и сооружения в центре города, то теперь средства нашлись и для украшения полузаброшенных объектов.
Более 200 млн рублей будет потрачено в этом году на монтаж конструкций художественной подсветки десятков петербургских зданий. Иллюминацию, которая по задумке должна выгодно подчеркивать все архитектурные особенности и изыски исторических сооружений, получат Александринский театр на площади Островского, Елагиноостровский и Екатерининский дворцы. Выглядеть ярче по ночам станут подворье Киево-Печерской лавры на набережной Лейтенанта Шмидта, 27, и Михайловский военный артиллерийский университет на Арсенальной набережной, 15. Подсветку включат и на площади у станции метро «Горьковская» - на домах по Каменноостровскому проспекту, 1,2 и 3.
Но больше всего средств — 100,8 млн рублей - комитет по энергетике и инженерному обеспечению выделил на подсветку домов на Московском проспекте. По задумке ведомства, правительственная трасса, по которой высшие начальники ездят в аэропорт Пулково, должна радовать глаз и днем и ночью.
Предполагается, что за сотню миллионов подсвечены будут все дома от перекрестка с Обводным каналом до Московских ворот, фасадной частью выходящие на проспект. Подсветку должен, по планам чиновников, получить фасад завода «Петмол», который переезжает в Ленобласть и передает свое здание под реконструкцию, а также головное здание трамвайного парка №1 ближе к Московским воротам. Его, кстати, планируют выставить на продажу, после переезда трампарка в Шушары.
Но больше всего, надо полагать, порадует глаз петербуржцев и гостей города вид подсвеченных, но пустых и покинутых зданий на Московском, 94 и 98. И это притом что оба дома принадлежат инвесторам, которые обязались проводить реконструкцию. Так, зданием на Московском, 94, владеет компания «Форум», которая получила его под инвестпроект — создание бизнес-центра. Предполагалось, что реконструкция будет окончена в этом году, но до сих пор она даже не начиналась. Городские власти не скрывают, что стесняются этого «шедевра». Во время проведения ежегодного Петербургского экономического форума здание закрывают большим баннером, чтобы его ветхость не бросалась в глаза.
Что касается дома на Московском, 98, то он не в лучшем положении. В этом здании раньше располагался офис пушных аукционов «Союзпушнина». Но год назад организация переехала, а собственник здания - банк «Зенит» - заявил, что будет либо продавать имущество, либо реконструировать его под свой офис. С тех пор процесс с мертвой точки не сдвинулся.
Но эти дома - не единственная сложность, с которой придется столкнуться потенциальному подрядчику, который решится проводить иллюминацию на Московском. В перечень зданий, которые хочет «подсветить» за бюджетный счет комитет по энергетике, включен и фасад по адресу Московский, 73. Под этим адресом числится объект незавершенного строительства — гостиница, которую возводит компания «Бекар». Сейчас там заканчивается монтаж основных конструкций, но крепить подсветку явно рановато.
Отметим, что городские власти, приукрашивая здания при помощи света, остаются верны одному и тому же производителю ламп и прожекторов. В технических заданиях к подрядчикам, которые будут устанавливать подсветку, указывается, что все световые приборы, используемые в Петербурге, должны быть сделаны итальянской фирмой Iguzzini. Производитель известен в мире как поставщик ночного освещения для Лувра, Ватиканского музея и Луксора.
В Петербурге качество итальянского света уже можно оценить на зданиях Невского проспекта, храме Спас на Крови, Смольном соборе, стрелки Васильевского острова.
С каждым годом красота по-итальянски требует все больших жертв. Так, если в 2009-м году на проведение подсветки в Петербурге из бюджета было выделено 100 млн рублей, то в 2010-м уже 150. В этом году расходы приблизились к 220 млн рублей.
Городские архитекторы считают, что игра не стоит свеч. По мнению зодчего Рафаэля Даянова, современная подсветка уродует исторические здания, выхватывая из общей картины отдельные фрагменты.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»