
«Зая, прости!» или «Любимая, доброе утро!» - такие надписи на асфальте заставляют по-доброму улыбнуться. А вот появившаяся в последнее время коммерческая реклама «под ногами» порой вызывает негативные эмоции, так как довольно агрессивно осваивает новые пространства городского ландшафта. Рекламные граффити наносят прямо на тротуар, используя трафарет и краску. Чиновники называют эти объявления несанкционированными, однако поделать с ними пока ничего не могут.
«Зая, прости!» или «Любимая, доброе утро!» - такие надписи на асфальте заставляют по-доброму улыбнуться. А вот появившаяся в последнее время коммерческая реклама «под ногами» порой вызывает негативные эмоции, так как довольно агрессивно осваивает новые пространства городского ландшафта. Рекламные граффити наносят прямо на тротуар, используя трафарет и краску. Чиновники называют эти объявления несанкционированными, однако поделать с ними пока ничего не могут.
Василий - один из тех, кто за 500 рублей предлагает изготовить трафарет рекламы и однократно перенести изображение на асфальт. «Заказчик приходит к нам в офис и, используя высокоточную карту, выбирает место расположения объявления. Потом наш сотрудник идет рисовать. Отклонение от выбранной точки не превысит 30 сантиметров», - хвастается своими возможностями бизнесмен. При удачном стечении обстоятельств надпись может оставаться читабельной до месяца. Таким способом продвигаются различные товары и услуги: и солярии, и дешевые кредиты, и даже роботы-пылесосы.
Экономический эффект от размещения объявлений на асфальте просчитать сложно. Ведь таким способом пользуются преимущественно малые фирмы, в состав которых не входят рекламные отделы или аналитические подразделения. Алексей, один из владельцев фотомастерской, который заказал рекламу на дорожке около метро, рассуждает просто. «Где-то же надо рекламироваться! На один флаер я потрачу от 4 до 6 рублей в зависимости от размера. За день около станции метро проходят десятки тысяч потенциальных клиентов. В итоге за один рекламный контакт я в прямом смысле плачу копейки», - говорит бизнесмен.
С незаконным граффити пытаются бороться сотрудники организаций, возле которых появляются рисунки. Так, в пресс-службе петербургского метрополитена корреспонденту «Фонтанки» сообщили, что работники следят за чистотой 50-метровой зоны, закрепленной за перевозчиком. Но «трафаретчики» все равно умудряются наносить объявления в непосредственной близости от ступеней, ведущих к вестибюлям станций.
В Городском центре размещения рекламы заявили: «Это частные случаи вандализма по отношению к городскому пространству. Маловероятно, что такой вид рекламы вообще когда-либо будет урегулирован законодательно». По данным центра, ни одного позитивного отклика о разрисовывании асфальта пока не было. «Ни в одной европейской столице, где развитие городской рекламы шло поступательно, а не лавинообразно, как у нас, граффити на асфальте не прижилось. Несомненно, единичные случаи имеют место быть. Например, в Ганновере по историческому кварталу идет нарисованная на тротуаре красная линия – по ней туриста «ведут» ко всем достопримечательностям города. Но, во-первых, это общегородская туристическая «фишка», во-вторых, за линией тщательно следят и регулярно обновляют», - говорит советник директора ГЦРР Наталья Бурлуцкая. Влияние на нерадивых «рекламщиков» в компетенцию сотрудников ГЦРР не входит.
А в обязанности сотрудников комитета по благоустройству не входит очищение асфальта от рекламы. «Специальные службы убирают тротуары по расписанию. Если нам поступит сигнал, что где-то написаны, например, нацистские лозунги или непечатные слова, тогда мы среагируем оперативно», - говорят в комитете. За тем, чтобы на улицах отсутствовала несанкционированная реклама, должны следить муниципалитет и полиция, однако отдельная статистика по пресечению подобного рода правонарушений не ведется.
Бессилие властей объясняется пробелом в действующем законодательстве. Объявления на асфальте относятся к наружной рекламе. Однако в документе говорится лишь о стационарных конструкциях, договор на установку и эксплуатацию которых на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов. Как говорят юристы, если нет рекламной конструкции, значит, и никаких аукционов на право ее размещения быть не может. «Что не запрещено — то разрешено. Фактически любой желающий может использовать пешеходные дорожки в качестве рекламного носителя», - говорят они.
Аналитики вспоминают, что несколько попыток освоить в Петербурге новые рекламные пространства цивилизованным путем провалились: «До 2008 года были агентства, которые предлагали напольную рекламу, однако проекты оказались нерентабельными. Также не увенчалась успехом идея одной из контор, которая запатентовала рекламу в лифтах. Предприниматели сами как клеили бумажки, так и продолжают клеить». Президент консалтинговой компании «Экро» Андрей Коротков считает, что городские чиновники сами виноваты в том, что реклама стала нецивилизованной. «Ужесточения правил размещений рекламы и сокращение площадей заставляют участников рынка искать новые, не всегда законные, формы. Ситуация может измениться к лучшему, если «рекламщики» самоорганизуются и выработают нормативно-правовую базу», - говорит эксперт.
Владимир Орехов, «Фонтанка.ру»