
«Тяжелых для Ленинграда дней уже было немало. Но сегодняшний стал по-особенному тяжким. Гитлеровские войска, захватив Шлиссельбург, перерезали последнюю дорогу, связывающую Ленинград со страной. Город оказался в блокаде». Это строки из книги Абрама Бурова «Блокада день за днем», изданной к 70-летию начала фашистской блокады. Почти семисотстраничное издание охватывает каждый день, прожитый осажденным городом.
«Тяжелых для Ленинграда дней уже было немало. Но сегодняшний стал по-особенному тяжким. Гитлеровские войска, захватив Шлиссельбург, перерезали последнюю дорогу, связывающую Ленинград со страной. Город оказался в блокаде». Это строки из книги Абрама Бурова «Блокада день за днем», изданной к 70-летию начала фашистской блокады. Почти семисотстраничное издание охватывает каждый день, прожитый осажденным городом.
Абрам Буров в книге «Блокада день за днем» не стремится дать оценку происходившему. Это лишь хронология событий, во многом лишенная личностного восприятия.

«27 июня, пятница (1941 год). Вскоре не узнать будет даже Исаакий. После покраски купола он как бы наденет на свой золоченый шелом каску защитного цвета... В этих нелегких и небезопасных работах участвуют ленинградские спортсмены-альпинисты — хормейстер О. Фирсова, делопроизводитель А. Пригожева, осветитель студии «Ленфильм» А. Земба, младший лейтенант М. Бобров».
«25 апреля, воскресенье (1943 год). Выяснив, что в первую очередь необходимо возрождающемуся из руин Сталинграду, ленинградцы отправили сегодня городу-герою эшелон подарков. 40 вагонов загружены строительными механизмами и инструментами, электромоторами и радиоаппаратурой, различными материалами и книгами...»
В книге сотни героев — жителей осажденного Ленинграда, некоторые из них живы до сих пор. А «младший лейтенант» Михаил Бобров (спортсмен-пятиборец, заслуженный тренер России, арбитр) — теперь почетный гражданин города. На презентации книги он рассказал, что, что когда появилась идея скрыть золотые доминанты Ленинграда (а благодаря картам с панорамой города, фашисты могли вести прицельный огонь не только по памятникам, но и близлежащим, зачастую ключевым, мишеням), он находился в госпитале, пострадав во время заброса в тыл врага.
«Первым закрасили Исаакий, следующим на очереди было Адмиралтейство. Однако шпиль его сделан таким образом, что туда не то что снаружи не пробраться, там изнутри даже руку не просунуть. Но постепенно закрыли все доминанты. Красили только купола Исаакиевского собора и шпиль Петропавловской крепости — они покрыты червонным золотом, и смывка краски не страшна. Все остальное пришлось закрывать», - вспоминает Михаил Бобров.
Судьба труда журналиста, участника финской и Великой Отечественной войн Абрама Бурова непроста. В начале 70-х годов была создана группа журналистов и историков, которые должны были создать что-то вроде летописи блокады. Однако у большинства ее членов до реальной работы попросту не дошли руки.
«Папа работал над книгой 7 лет. Я помню, мы тогда жили в небольшой квартире в Купчино. Отец вставал и в 5-6 часов утра начинал работать. Заканчивал он поздно вечером уже после того, как я возвращался домой», - вспоминает Павел Буров. В итоге написанная силами одного человека «Блокада день за днем» увидела свет в 1979 году 50-ти тысячным тиражом и разошлась за неделю. По словам сына автора труда, люди постоянно обращались с вопросом, как бы достать книгу. Однако Абрам Буров был против простой допечатки. Свою работу он дополнил. Но, согласно легенде, «приговор» дополнительному тиражу подписал Григорий Романов, якобы возмутившийся, что книгу написал «какой-то Абрам Буров, а не институт истории партии горкома КПСС».
В 1991 году нашлись люди, которые готовы были издать дополненный материал. Но, по словам Павла Бурова, вдруг резко подорожала бумага, и уже готовый набор был рассыпан. Спустя 10 лет книга (при поддержке комитета по печати) все же увидела свет в обновленном виде. И очень символично, что произошло это хоть и к страшной, но все же юбилейной дате — 70-летию с начала фашистской блокады Ленинграда.
Советский и российский историк, участник Великой Отечественной войны Михаил Фролов уверен: в своей книге Абрам Буров сохранил главное — любовь и уважение к блокаднику. «Подвиг Ленинграда не очень хорошо отражен в исторической литературе. Возможно, на основе книги «Блокада день за днем» можно подготовить энциклопедию блокадного Ленинграда», - предлагает он. Вполне вероятно, что что-то подобное будет сделано. По крайней мере саму идею проекта не отрицает вице-губернатор Петербурга Алла Манилова. Она обещает обсудить вопрос о возможности объявления соответствующего гранта с главой комитета по науке и высшей школе Андреем Максимовым.
Фонтанка.ру