
После того, как новый губернатор Петербурга Георгий Полтавченко в минувшую субботу неожиданно появился на месте конфликта строителей АЗС и защитников Митрофаньевского кладбища, за самим кладбищем признали право на существование. Утром 6-го сентября на совещании в Смольном было принято решение — провести официальную историко-культурную экспертизу, установить точные границы захоронений и обследовать сохранившиеся фундаменты храмов. И уже по результатам исследований будет принято решение о допустимости строительства на той или иной территории.
Вопросы с собственниками участка, на котором теперь заметили погост, чиновники обещают решить самостоятельно - без помощи общественников.
В судьбе холерного участка кладбища, которое десять лет называли несуществующим, внезапно наступил коренной перелом. В Смольном состоялось совещание с участием сразу двух вице-губернаторов, представителей комитетов строительного и имущественного блоков, и активистов «Митрофаньевского союза». Не участвовала в разговоре только компания «ПТК», собирающаяся начать строительство на принадлежащем ей участке Митрофаньевского кладбища.
Между тем, именно об этом участке и шла речь. Вице-губернатор Роман Филимонов поинтересовался, имеется ли у компании разрешение на строительство. Выяснилось, что такого документа у владельца участка и быть не может - компания даже не подавала соответствующую заявку. Был у неё до недавнего времени только ордер на изменение благоустройства территории, но сейчас отозван и он.
«Подождите, - заинтересовался Филимонов. - А зачем же тогда нужен строительный забор, если компания не собиралась ничего строить?»
«По каким соображениям вы выдали этот ордер?» - обратился он к представителю ГАТИ. Тот пожал плечами и пояснил, что оснований для отказа в его ведомстве не усмотрели — необходимые документы у застройщика были. Посовещавшись, стороны решили, что, если стройка не начинается, то и ограждений ей не нужно — в течение суток инспекция должна отозвать разрешение, а ПТК — за три дня вывезти с участка строительную технику, бытовки и биотуалет.
Границы же самого Митрофаньевского кладбища должны быть уточнены. Для этого КГИОП обязали провести «в течение полугода или быстрее» историко-культурную экспертизу с учетом тех материалов, которые предоставил «Митрофаньевский союз». Необходимо провести и археологические обследования фундаментов четырех храмов. Все эти работы будут выполнены за счет бюджета.
Одновременно комитет по государственному имуществу должен будет проработать с представителями «Митрофаньевского союза» вопросы по возможному возвращению церковного имущества. Правда, как поясняют обе стороны, здесь могут возникнуть проблемы из-за самого механизма передачи — от бывших храмов остались только развалины фундаментов, и можно ли их считать имуществом — неизвестно.
«На совещании подтвердили, что в северной части Митрофаньевского кладбища будет мемориальный парк, - рассказал «Фонтанке» зампредседателя союза Илья Попов. - Для него отвели 5 гектаров, и представители КГА подтвердили, что все документы согласованы. По западной части кладбища будет продолжаться диалог с собственниками земельных участков, а переговоры с компанией «ПТК» чиновники пообещали взять на себя». Итогами совещания защитники кладбища вполне удовлетворены.
Зато в ПТК в адрес Смольного выразили претензии, правда, от официальных заявлений отказались. «Мы не понимаем, почему судьбу нашей собственности решают без нас, - поделился в частном разговоре с корреспондентом «Фонтанки» представитель компании. - Нас даже не позвали на это совещание!».
«Вы поймите, - заверил собеседник издания. - Мы готовы сесть за стол переговоров, рассмотреть варианты, но зачем же принимать решения, даже не ставя нас в известность?». Но, возможно, нового витка конфликта - на сей раз между городом и застройщиком — все же удастся избежать - в ПТК заверяют, что не будут возражать, если принадлежащий им участок передвинут.
«Мы бы и сами прекратили все работы, если бы наткнулись на захоронения. Нам совсем не нужны подобные истории», - твердо заявили в компании.
Таким образом, длившееся больше недели противостояние подходит к концу. ПТК, решившая начать строительство на территории холерного участка Митрофаньевского кладбища, должна свернуть работы и разобрать забор (установленный на законном основании). Защитники кладбища могут разобрать свои палатки и прервать непрерывное молитвенное стояние — эти дни они читали молитвы с просьбой не допустить осквернения могил тех, кто был похоронен здесь во время эпидемии холеры в 1831 году. Но исчерпанной проблему назвать нельзя ни с какой точки зрения.
Напомним, земельный участок на территории бывшего Митрофаньевского кладбища достался ПТК в 2006 году. Он был выкуплен у частной структуры, которая, в свою очередь, приобрела его у Завода радиотехнического оборудования - предприятию досталась эта земля в ходе приватизации имущества. Именно этот путь позволил бизнес-структурам обойти федеральное законодательство.
Как уже писала «Фонтанка», федеральным законом «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 и утвержденными в 2003 году нормами СанПиН использовать территорию погребения можно только через двадцать лет со времени его переноса, да и то — ни о каком строительстве не может быть и речи, на месте бывших кладбищ допустимы только зеленые насаждения. При этом территория обязательно должна пройти рекультивацию, а грунт — ни в коем случае не использоваться для каких-либо строительных работ. Более того, по закону, территории, занятые воинскими или гражданскими захоронениями, изымаются из хозяйственного оборота и не могут быть предоставлены в собственность или в аренду.
Но, как поясняют источники в Смольном, в 90-е годы и чуть позже ваучерная приватизация позволила сконцентрировать в частных руках очень много земельных активов, в их числе оказались и исторические кладбища. Так, больше года длилась борьба против строительства торгового комплекса на месте бывшего Фарфоровского кладбища, разгорается борьба против застройки на границе Шуваловского кладбища, активисты отстаивают историческое кладбище в Рыбацком.
Всего же в Петербурге насчитывается, по данным исполнительного директора фонда Лихачева Александра Кобака, свыше двадцати исторических (заложенных до 1917 года) кладбищ, причем пять из них полностью уничтожены. Количество захоронений времен Великой Отечественной войны и блокады до сих пор неизвестно. Сейчас работу по их выявлению проводят активисты «Живого города» и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Независимо от них занимаются этой работой и участники проекта «Вспомним всех поименно». Неожиданно выяснилось, что обеспокоены проблемой сохранности захоронений и в Смольном.
«Есть намерение уточнить границы исторических кладбищ и нанести их на карту Генплана, чтобы понимать, где можно строить, не нарушая федеральный закон, а где нет, - пояснил источник в городском правительстве. - Но такое решение вызовет массу проблем с частными собственниками. Хотя вопрос наболел, и его надо решать».
О необходимости учесть существование Митрофаньевского кладбища говорилось начиная с 2004 года. В 2007 году для его защиты был создан «Митрофаньевский союз», объединивший потомков тех, кто похоронен на этом кладбище. Однако все их доводы опровергались заявлениями городской администрации о том, что никакого кладбища на этом месте нет. В 2009 году на общественных началах специалистами ВООПИиК была выполнена историко-культурная экспертиза. Уточнены границы исторического кладбища, обозначены места захоронений почти 40 тысяч человек. Но КГИОП дважды возвращал эти результаты на доработку, и сейчас ИКЭ все еще не считается официально принятой. Сейчас законность проекта планировки территории, который не учитывает местонахождение исторического кладбища, оспаривают в Куйбышевском суде. Заседание назначено на 29 сентября.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"