Вчера в Александринке прошла презентация нового, 256-го, сезона прославленного театра. Автор первой из грядущих здешних премьер, ведущий российский режиссер Кама Гинкас поразил собравшихся остроумием, а худрук театра Валерий Фокин – резкостью и прямотой.
Имя Камы Гинкаса ленинградским театралам хорошо известно. Прославленный режиссер в нашем городе учился на курсе Георгия Товстоногова, здесь в 70-е он выпускал шумные премьеры в Театре драмы и комедии и Театре комедии, здесь с актером Виктором Гвоздицким сделал легендарный моноспектакль «Пушкин и Натали». Здесь же, как выразился вчера сам режиссер, его спектакли «кастрировали и закрывали». Так что у Гинкаса, пусть он и не говорит об этом напрямую, к Петербургу отношение двойственное, сложное. Недаром в течение 30 лет он ничего не поставил здесь, хотя предложения были. Гинкас давно и успешно трудится в Московском ТЮЗе, который возглавляет его супруга и коллега – замечательный режиссер Генриэтта Яновская. Каким калачом худруку Александринки Валерию Фокину удалось заманить Гинкаса в Петербург, одним им известно, но факт остается фактом. 7 и 8 октября в рамках уже ставшего традиционным Александринского фестиваля ожидается петербургский камбек Гинкаса – репертуар Александринки пополнит «Гедда Габлер» Ибсена в его постановке.
Гинкас пришел на встречу с прессой перед репетицией и торопился, поэтому слово получил первым. Встав из-за стола, темпераментно жестикулируя и не стесняясь лирических отступлений, мэтр произнес красивый монолог о времени и о себе. Временами вворачивал остроумные шутки, заставляя зал покатываться со смеху. Признался, что получил от Фокина приглашение поработать в Александринке еще десяток лет назад, когда новый худрук только принимал дела в прославленном театре. Сказал, что представлял себе тогдашнее плачевное состояние дел в труппе и поэтому отказался: «Участвовать в разгребании авгиевых конюшен я не хотел – не чувствовал силы, а мне-то это зачем?» Зато теперь, когда конюшни приведены в порядок Фокиным, дал согласие и не пожалел: «Здесь потрясающая творческая атмосфера. Что у Фокина будут дисциплина и порядок, я не сомневался. Но тут все работают на художественный результат. Я практик театра – много работал и в России, и за границей: как правило, производственные цеха и технические службы стремятся увильнуть от особенно сложных заданий. А здесь не так: меня они сами спрашивают, что сделать, что вы хотите».
Хочет Гинкас поставить хрестоматийную пьесу Ибсена, к которой не раз уже обращался, но она, по признанию Камы Мироновича, не отпускает его до сих пор. «Гедда Габлер», по мнению режиссера, революционная веха в истории мировой драматургии. «Это не сразу бросается в глаза, но из этой пьесы вышли все великие вещи Чехова». Роль Гедды в будущем александринском спектакле исполнит молодая актриса труппы Мария Луговая – юность Гедды, противопоставляемая чахлой зрелости других героев драмы, на этот раз для Гинкаса принципиальна. От более подробных расспросов о спектакле режиссер уклонился, зато охотно говорил о своих прежних работах, жизни в Ленинграде и особенностях современного зрительского восприятия. В частности, посетовал на тлетворную роль телевидения и компьютера – видеопроекции в спектаклях стали восприниматься как нечто более живое и реальное, чем неопосредованное актерское существование. Тем неожиданней прозвучало признание, что в «Гедде» тоже будет использована видеоинсталляция. «Такая плохая, бледная, непрофессиональная, очень физиологическая и в общем отвратительная», – пошутил мэтр и удалился репетировать.
Слово взял худрук Валерий Фокин, рассказал об очередной юбилейной годовщине театра, которую отмечали вчера утром в Петропавловской крепости, о предсезонном сборе труппы и с места в карьер ударился в актуальные размышления о критической ситуации с российским театральным законодательством. Виною пресловутый 83-й федеральный закон, вызывающий по всей театральной России стоны и нецензурную брань. Как выяснилось, Александринке в коалиции с Малым театром удалось для себя пробить брешь в страшном законе. Теперь для них действует норма о «вариативности управления», и худрук с директором могут разделить персональную ответственность: худрук отвечает за творческий процесс, директор – за хозяйственное обеспечение. Фокин с удовлетворением отметил, что, слава богу, больше не отвечает «за туалетную бумагу», к чему не чувствует никакого призвания. Зато посочувствовал прочим российским театрам, в которых система единой персональной ответственности, по его вполне разумному предположению, приведет к всевластию директоров-хозяйственников и вытеснению из управления театрами творческих кадров.
Зато с другими нормами 83-го закона управиться не удалось. Сейчас в труппе активно занимаются вводами, готовя для спектаклей текущего репертуара вторые и третьи актерские составы. Оказывается, по новому закону от театра, рассчитывающего на госфинансирование, требуется ежемесячно играть как можно больше спектаклей, обилечивая как можно больше публики. Эта сомнительная норма не только бьет по спектаклям камерных форм, собирающим незначительное количество зрителей, не только требует от театра играть без выходных, не имея возможности занять сцену под репетиции. Театр оказывается вынужден либо делать халтуру, выпуская ворох дешевых и плохо подготовленных премьер, либо активно гастролировать – иначе необходимый зрительский «пассажиропоток» не нагнать. Именно на случай гастролей и делаются вводы: чтобы одна часть труппы обеспечивала репертуар в родном городе, пока другая скитается по городам и весям. Впрочем, пока что города и веси у Александринки завидные: на ближайшие месяцы запланированы гастроли в Вене и Варшаве.
Фокин поделился с собравшимися неприятным наблюдением: чиновники Министерства культуры не оказывают театрам помощи в борьбе с нормами 83-го закона, вполне поддерживая своих коллег из Министерства юстиции и Министерства финансов. А эти господа, по словам Фокина, в основном не осведомлены о специфике театрального дела и преследуют одну цель – сократить бюджетное финансирование культуры. В этой связи худрук Александринки вспомнил о текущем строительстве второй сцены театра во дворе на Фонтанке и заявил, что его жизненно необходимо завершить до конца следующего года. «Ведь дальше – Олимпиада! – воскликнул Фокин. – Они же, конечно, там олимпийские объекты не успеют достроить, и все наши с вами деньги уйдут в Сочи. Уже будет не до театров». Примерное видение режима работы новой сцены у Фокина уже есть: часть недели там будут играться спектакли Александринки (формирование репертуара второй сцены потребует расширения труппы, и театр готовится принять несколько десятков новых актеров), другую часть времени здание будет функционировать как городской творческий центр.
Естественно, речь зашла и о дальнейших планах на грядущий сезон. В конце сентября впервые за сто с лишним лет на сцене Александринки пройдут гастроли знаменитого венского Бургтеатра со спектаклем Маттиаса Хартманна «Война и мир». В октябре театр ждет в гости московскую «Мастерскую Петра Фоменко». Во второй половине сезона намечены две премьеры, и обе по Достоевскому: Валерий Фокин выпустит на большой сцене театра свою версию «Игрока», а ученица Гинкаса Ирина Керученко поставит на чердаке театра камерный спектакль по мотивам «Сна смешного человека». А весной в Александринский театр прибудет ведущий режиссер современности, великий поляк Кристиан Люпа и приступит к репетициям спектакля по мотивам «Анатэмы» Леонида Андреева.
Андрей Пронин,
«Фонтанка.ру»
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»