К каким пробкам могут привести ДТП в тоннеле в составе дамбы, стало понятно 30 августа: на время эвакуации автомобилей был закрыт проезд от Ломоносова к Кронштадту, из-за чего КАД опять перестала быть «кольцом» в буквальном смысле этого слова. И совершенно нет гарантий, что такое не будет происходить регулярно. Хотя это предусмотрели проектировщики подземного проезда: его система безопасности рассчитана на то, что крупное ДТП может происходить раз в месяц, а пожар – раз в три месяца.
Сегодняшнее ДТП произошло на так называемой «невской» стороне двухкилометрового тоннеля под судопропускным сооружением С-1: по ней автомобили следуют от Ломоносова в Кронштадт; противоположная сторона, в свою очередь, называется «финской». Как сообщили «Фонтанке» в Дирекции комплекса защитных сооружений Минрегиона, в чьем ведении находится подземный проезд, около 13.26 там столкнулись 3 легковых автомобиля. Причина ДТП пока неизвестна, однако, по данным администрации Кронштадта, одна из машин двигалась с большой скоростью (сейчас по тоннелю разрешено двигаться со скоростью 60 км/ч).
После того как на место прибыли сотрудники МЧС, "скорой" и ГИБДД, движение по «невской» стороне было ограничено – дорожная полиция перекрыла две полосы из трех. В итоге выяснилось, что всего в столкновении пострадало 3 человека: один – серьезно, двое – легко; все они были доставлены в больницу. Однако одним перекрытием двух полос дело не ограничилось: около 17.00 «невская» сторона была перекрыта полностью – для того, чтобы эвакуировать машины, попавшие в ДТП.
Это сразу же вызвало огромную пробку на КАД со стороны Ломоносова. Выбраться из капкана у водителей не было никакой возможности: впереди - перекрытый тоннель, справа - метровое ограждение, позади - сотни машин. При этом в противоположном направлении, со стороны Кронштадта, машины ехали свободно. Таким образом, на время эвакуации КАД опять перестала быть «кольцом» в буквальном смысле этого слова.
И судя по всему, если водители не будут соблюдать меры предосторожности при проезде по тоннелю, такая ситуация может повторяться с завидной периодичностью. Судите сами. Тоннель был торжественно открыт 12 августа. Уже 19 августа здесь произошло первое ДТП – при выезде с той же «невской» стороны фура врезалась в пластиковое заграждение. После чего разрешенная скорость движения по подземному проеду была снижена с 80 км/ч до 60 км/ч, хотя, как рассказывала «Фонтанка», он рассчитан на 110 км/ч.
Впрочем, проектировщики тоннеля были готовы к тому, что российские водители не станут осторожничать и ДТП будут происходить постоянно: как рассказывал на открытии тоннеля заместитель генерального директора Дирекции КЗС Минрегиона Олег Панчук, система безопасности рассчитана на то, что раз в неделю здесь может происходит ДТП, раз месяц – крупное ДТП, а раз в три месяца – пожар.
Именно поэтому на всем протяжении двухкилометрового сооружения на потолках установлены элементы противопожарной сигнализации, а за ситуацией в тоннеле с помощью видеокамер наблюдает несколько человек из специального диспетчерского пункта. В случае ЧП именно диспетчеры принимают решение о перекрытии проезда по одной из сторон или же, если это необходимо, о полном закрытии движения. При этом «финскую» и «невскую» стороны внутри соединили проездами с шлагбаумами, через которые можно направить машины в соседний проезд, а также эвакуировать транспортные средства и людей. Кроме того, люди могут оперативно покинуть тоннель по трем проходам: один расположен между стенами, отделяющими оба проезда, два других – между стенами, отделяющими дорогу и Финский залив. Важно также, что двери, ведущие в эти проходы, являются двусторонними – они открываются в обе стороны, чтобы человек, который пытается спастись от пожара, не подумал, что дверь закрыта, если дернет ручку не в ту сторону, и не стал паниковать. Остается надеяться, что прогноз проектировщиков, по которому раз в три месяца в тоннеле может произойти пожар, так и останется прогнозом.
Андрей Захаров,
"Фонтанка.ру"