На территории завода «Невский фильтр» с конца июня этого года буквально в рабских условиях жили несколько рабочих из Узбекистана. У приезжих не было на руках документов, а с ксерокопиями паспорта они выходить в город рисковали нечасто. Впрочем, на «культурную программу» у них было не так много времени — работали по 11,5 часов в день с одним выходным и двумя 15-минутными перерывами.
О том, как живется приезжим, сотрудникам УФМС рассказал один из рабочих. Мужчина пришел в Управление получать разрешение на работу и заодно решил узнать, имеет ли право работодатель под тем или иным предлогом забирать у него паспорт. В беседе и выяснились подробности условий жизни приезжих. В заявлении на имя руководителя УФМС приехавший из Ферганы 38-летний Шовкатжон Мамажонов пожаловался на то, что первые дни в Петербурге он и вовсе занимался не работой на заводе, а благоустройством дачи руководителя нанявшей его компании. Причем буквально за еду. Денег за это ему не заплатили. После этого он оказался на «Невском фильтре», где без разрешения на работу провел еще почти два месяца. Все это время документы на него готовились, по крайней мере, так объяснял их отсутствие работодатель.
По словам пострадавшего гастарбайтера, работать приходилось на заготовке деталей для сварочного цеха по 11 часов в день, плюс два перерыва по 15 минут. Формально оплата должна была составлять 52 рубля в час.
Только по примерным подсчетам за неполные два месяца в Северной столице заработать приезжим в сумме можно было немногим более 28 тысяч рублей. При этом в своей жалобе (текст предоставлен редакции Единым миграционным центром) Мамажонов пишет: «Зарплату я еще ни разу не получал. Получение разрешения на работу нам оплачивает работодатель, в последующем удерживая 14900 рублей в рассрочку на 4 месяца. Также с нас удерживают деньги за питание – 1500 руб в месяц». Даже при весьма неточных прикидках заработать «чистыми» при таких условиях приезжие в общей сложности могли около 14 тысяч.
Проверить, насколько подобная оплата труда соответствует условиям работы, еще предстоит компетентным органам. А вот быт приезжих проинспектировал лично заместитель руководителя УФМС по Петербургу и Ленинградской области Дмитрий Никифоров. Он рассказал «Фонтанке» о том, что пятнадцать человек проживали в бытовках, спали на деревянных нарах. Ели там же.
Рабочим, документы которых хранились у непосредственного работодателя (при этом нанимал их не завод, а сторонняя организация - «Янус-Т», предоставляющая «Невскому фильтру» рабочих по договору), предложили проехать в местный отдел миграционной службы для установления личности, после чего — расстаться с работодателем. Десять человек согласились, и в минувшую пятницу, 26 августа, их отвезли в Единый миграционный центр на улице Красного Текстильщика.
На выходные рабочим предоставили один из кабинетов, где оборудовали спальные места. После чего их передали на поруки представителям узбекской диаспоры, которые пообещали подыскать им более ответственного работодателя, как только у всех будут в исправности документы.
Еще пятеро гастарбайтеров продолжают оставаться на «Невском фильтре». Впрочем, им также сделано предложение о подборе нового места работы.
Что касается компании «Янус-Т», то, по словам Дмитрия Никифорова, ее деятельность будет проверена. Она будет внесена в список организаций, проявивших негативное отношение к наемнникам. Возможно, при принятии решения о распределении квоты на следующий год, эпизод с рабочими из Узбекистана будет учтен.
В аппарате уполномоченного по правам человека в Петербурге «Фонтанке» сообщили, что про эту ситуацию с узбекскими гастарбайтерами пока не знают. В первую очередь, работают с непосредственными обращениями. Однако количество приезжих, жалующихся на неподобающие условия труда и жизни в Петербурге, очевидно меньше реально страдающих и недовольных. Многие просто боятся идти к чиновникам, в том числе и потому, что находятся в городе на нелегальном положении. Впрочем, в случае обращения, трудовым мигрантам готовы предоставить всестороннюю помощь.
Ксения Потеева,
«Фонтанка.ру»