В День российского кино корреспондент «Фонтанки» отправился, вопреки традиции, не к признанному мэтру, а к непрофессиональной актрисе из Петербурга, сыгравшей единственную роль, но уже вошедней в историю кинематографа. Именно ей, Татьяне Шаповаловой, жюри недавнего фестиваля «Кинотавр» присудило приз за главную роль - в фильме «Охотник» Бакура Бакурадзе. Вместе с коллегами Татьяна представляла «Охотника» на фестивале в Каннах. Кроме того, картина получила приз зрительских симпатий на Втором петербургском кинофоруме, а 1 сентября фильм выходит в широкий российский прокат.
Пересказывать сюжет арт-хаусной ленты – занятие неблагодарное, но все же, чтобы не делать дополнительных пояснений в самом интервью, надо сказать несколько слов. Действие фильма происходит в российской глубинке, главный герой, фермер-свиновод, живет трудной, унылой, раз и навсегда заданной жизнью, пока на ферме не появляется Люба, которую отпускают на дневную работу из женской колонии… Любу сыграла Татьяна Шаповалова.
- Обычно киносказка выглядит так: стройная, красивая девушка идет по Невскому, ее замечает продюсер или режиссер, зовет на кастинг, она снимается в главной роли и становится знаменитой… А как попали в кино вы, мать двоих взрослых сыновей, администратор петербургской галереи «Борей»?
- В 2008 году, после премьеры в Петербурге фильма «Шультес» Бакура Бакурадзе, ребята из съемочной группы пришли ко мне в «Борей»: художник Кирилл Шувалов и кастинг-директор Владимир Голов – мои давние друзья. Бакура, правда, не было, но пришла его жена Иля Малахова (профессиональный сценарист. – Прим. авт.). И тогда она обронила фразу, что когда-нибудь я буду сниматься в кино… Я восприняла это как шутку, но, оказывается, когда в прошлом году они искали актрису на роль Любы для фильма «Охотник», то Иля настоятельно посоветовала Володе Голову снять в этой роли меня. Но у них сначала была другая кандидатура, они запустились 5 сентября, и я об этом знала. И вдруг в конце октября мне звонит Володя и просит срочно прислать хоть какие-нибудь фотографии, чтобы Бакур мог на меня посмотреть. Я была в «Борее», мы стали срочно снимать меня на мобильный, и тут, в десять вечера, снова позвонил Володя: «Не надо фотографий, садись на псковский поезд и срочно приезжай!» - «Ты что, с ума сошел, я на работе!» - «Поезд в полночь, я знаю, ты успеешь!» Потом звонил мне еще раз десять, и я поняла, что там, наверное, какие-то проблемы, а значит, надо выручать – ехать.
Наутро я приехала, на площадке познакомилась с Бакуром. Весь первый день я просто знакомилась с группой, наблюдала за съемками, прочитала сценарий, а вечером режиссер подошел ко мне и спросил: «Вы уже взяли обратный билет? Надо сдать!» Но настоящие пробы начались через неделю.
- Как выглядели пробы?
- Нас с главным героем усадили в машину, мы куда-то поехали. Я поначалу решила, что едем мы именно на пробы. А на самом деле пробы произошли прямо в машине. Мой партнер Михаил Барскович сел за руль, я рядом, Бакур – сзади, мы тронулись, Миша что-то сказал, я ответила, потом мы помолчали, я смотрела по сторонам на красивые места, в своих мыслях, и вдруг я поняла, что говорит он фразами героя, а сзади все это снимает камера… Конечно, я растерялась и, можно сказать, ту съемку я запорола. Тогда Бакур сказал: «Давайте заедем на свиноферму, там попробуем, может быть, что-то изменится!» Когда туда приехали, я уже была готова к пробам и, вроде, там что-то получилось.
- А что сказал режиссер?
- «Я понимаю, что ты не актриса, все пока сыро, но есть с чем работать, и значит, будем работать!» - и отправил меня на два дня работать по-настоящему, на свиноферму.
Все было абсолютно серьезно. Снимали мы в поселке в шестидесяти километрах от Великих Лук. В семь утра такси отвозило меня на работу, в шесть вечера забирало. Я кормила свиней, варила им еду, убирала. Потом уже Иля показала мне эсэмэску, которую Бакур прислал ей после моих проб: «Она, конечно, хороша, но нет зековского налета». Этот налет мне и предстояло приобрести на свиноферме. (Смеется.) Но у меня остались самые хорошие впечатления от такого погружения в образ. Свиньи – замечательные животные и вполне чистенькие, ухоженные, хотя и не без запаха.
- Вы ведь и в колонии снимались?
- Да, но женская колония от тех мест была очень далеко, и мы снимались во дворе мужской. И хорошо, а то бы меня еще на три дня в колонию засадили! (Смеется.)
- Ваш партнер по фильму Михаил Барскович тоже ведь не профессиональный актер, а егерь из белорусского лесничества… И вообще, Бакур вроде бы принципиально снимает в своих фильмах только непрофессиональных актеров!
- Он пробовал на роль Любы еще и театральную актрису, и на другие роли тоже, но потом сказал в интервью, что они не прижились к «данной материи». Не мне судить, но после «Кинотавра», где Бакур получил приз за лучшую режиссуру, критики в один голос писали, что фильм очень правдивый. Я-то ладно, из Петербурга приехала, а в других ролях снимались в основном местные мужчины и женщины. И как замечательно сыграли! Почувствовали себя одним коллективом. У меня было 19 съемочных дней, и я уже могла уезжать, но попросила разрешения задержаться до окончания съемок, чтобы история получила для меня самой логическое завершение.
- После «Кинотавра» в СМИ вас называли «барменшей» из Петербурга. Откуда такая информация у журналистов?
- Когда в Каннах у нас брали ТВ-интервью, я уже пыталась объяснить, что никакая я не барменша, просто кто-то плохо расслышал, не понял слова «Борей»! Но объяснить в двух словах, что такое галерея «Борей», кем я там работаю, оказалось не так просто. В общем, я сказала: «Работаю в галерее «Борей», при которой существует клуб, и этим клубом заведую я». В итоге в телесюжете показали меня что-то говорящей, а за кадром прозвучал текст: «По образованию Татьяна – искусствовед». Мои друзья просто от души смеялись! Ну а, по сути-то, «Борей», как говорит наш директор Таня Пономаренко, - это такой маленький теремок, где каждому найдется место. В нашем арт-центре есть дизайн-студия, фото-студия, велостудия, маленький ларечек, куда художники приносят свои работы, есть книжный отдел. Я отвечаю за маленький «закуточек», где происходят встречи, какие-то мероприятия. При этом я могу накормить гостей, напоить кофе… Как эту работу назовешь, не знаю, хотя я там уже 17 лет работаю. Барменшей я себя не считаю, искусствоведом – тем более, хотя искусство я знаю, но не с парадной стороны. (Смеется.) У нас есть клуб «Люмьер», где устраиваются бесплатные просмотры фильмов, вот в нем я в роли хозяйки, и волей-неволей с хорошим кино я знакома.
- Простите за нескромный вопрос: а в каком платье вы отправились на кинофестиваль в Канны?
- Устроители поездки меня предупредили, что платье вообще никакое не нужно, потому что мы будем там три дня и по красной дорожке не пойдем. Однако мой хороший знакомый, актер Сергей Дрейден, сказал: «Таня, никого не слушайте, у вас должно быть как минимум три платья!» И я вняла его совету. Правда, платьев в итоге у меня было два. Одно дала мне напрокат знакомый модельер. А второе - очень красивое - сшила молодая девушка-дизайнер, но обсуждали мы его всем миром. Точней, всем «Бореем»! И когда началась фотосессия, где была туча ТВ-камер, фоторепортеров, то мне было не стыдно за свой наряд!
- У такой почти сказочной киноистории должно быть продолжение! Если вас снова позовут сниматься, что ответите?
- Сто раз подумаю и, скорее всего, откажусь. Такую роль, как в «Охотнике», вряд ли кто-то предложит, а в сериалы меня не тянет. Хотя, конечно, мне хочется, чтоб моя киносказка не кончалась…
Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего