25 августа в 18.00 по московскому времени в России начнется продажа нового планшетного компьютера на базе операционной системы Android – Samsung Galaxy Tab 10.1, основного конкурента планшетника Apple iPad, имеющего большой успех на мировом рынке гаджетов. По иронии судьбы, сегодня же в германском Дюссельдорфе должно пройти очередное заседание по иску Apple, в котором она просит запретить продажи нового гаджета Samsung. А по всему миру разносится грохот патентной войны между компанией Стива Джобса и целой армией конкурентов во главе с Google. С подробностями, интернет-портал Telecomblog специально для «Фонтанки».
На мировом рынке гаджетов разразилось настоящее побоище между двумя современными доминантами сегмента планшетных компьютеров. Одинокая и успешная Apple с собственной операционной системой iOS и не менее успешным планшетником iPad сражается с Samsung, за спиной которой целая армия вендоров, приверженцев не столь успешной операционной системы Android, во главе с Google. Apple уверена, что Samsung, создавая планшетник Galaxy Tab 10.1, позаимствовала у нее дизайн, форму и прочие детали Apple iPad 2. Дело обернулось масштабными судебными разбирательствами в целом ряде стран. Юристы должны ликовать, только Apple и Samsung подали друг на друга около 20 взаимных исков.
Досада Apple легко объяснима. Компания придумала новый формат устройства для мобильного доступа в Интернет, тонкие планшетники iPod и iPad пришли на смену более громоздким и менее удобным ноутбукам и нетбукам. Рынок с восторгом воспринял iPad, в прошлом году Apple реализовала их более 7 млн, а лишь за три месяца этого года объем продаж достиг более 20 млн устройств. Однако, конкуренты тоже хотят урвать кусок «испеченного» Apple пирога. Не желая оставаться на обочине мгновенно изменившегося рынка, вендоры один за другим стали выпускать свои планшетные решения, отжимая у Apple доли рынка процент за процентом. Уже сейчас планшетники на базе операционной системы Android (Apple использует собственную закрытую операционную систему iOS), отвоевали, по оценкам западных аналитиков, около 20% рынка.
Очевидно, что Apple желает как можно дольше пожинать финансовые плоды своего новаторства в одиночестве, закрепив этот право с помощью патентных исков. Правда, судебные разбирательства пока не принесли компании никаких дивидендов и в плюсе только юристы. Единственным резонансным успехом Apple стало решение дюссельдорфского суда от 9 августа этого года, запретившего Samsung продавать свои планшеты в Европе. Впрочем, это решение вскоре было отменено. Выяснилось, что дюссельдорфский суд Евросоюзу не указ и его запрет может распространяться лишь на Германию, как минимум до сегодняшнего заседания.
Сложно сказать, почему Apple пошла на поводу у юристов, втянувших компанию в патентную войну с весьма сомнительными шансами на успех. Слабо верится в то, что судебная система рискнет взять на себя ответственность и наделить Apple статусом монополиста в сегменте планшетных устройств. К тому же, армию конкурентов Apple возглавляет могущественный Google, под началом которого и была разработана операционная система Android. “Различные компании, в том числе Microsoft и Apple, объединяются для антиконкурентных патентных атак на Android, который мы будем защищать», - заявил в своем блоге Ларри Пейдж, Исполнительный директор Google Inc.
Впрочем, помимо сомнительных исков, компания Стива Джобса все же предприняла и более эффективные методы воздействия на конкурентов – экономические. В августе года Apple заявила, что ее больше не удовлетворяют дисплеи Samsung, которые она собиралась покупать для своего iPad 3, и компания планирует наладить их производство на мощностях японской Sharp, вложив в проект 1 млрд долларов. По подсчетам директора аналитического агентства «Рустелеком» Юрия Брюквина, реализация дисплеев для iPad могла принести корейской компании около 5% выручки или более 6 млрд долларов.
«Корейцы стали конкурентами Apple в наиболее развивающемся сегменте, возможно поэтому она решила не поддерживать конкурента. К тому же, дисплей это самая дорогая деталь в планшете и Apple нужно искать пути для собственного производства хотя бы для того, чтобы обезопасить свои ноу-хау», - говорит господин Брюквин. По его словам, у Apple может возникнуть угроза «производственного контроля», поскольку объемы продаж iPad уже слишком серьезные. «Если к примеру перед новым годом корейцы не отгрузят дисплеи, то это вообще может самым драматичным образом сказаться на рынке», - резюмирует господин Брюквин.
Как бы там ни было, сегодня стартуют продажи Samsung Galaxy Tab 10.1 в России. Крупные профильные ритейлеры и монобрендовые салоны сотовых операторов начнут реализацию нового устройства в 18.00 по московскому времени. Пока в рознице появится только одна модель Galaxy Tab 10.1 с 16 Гбайт памяти, WiFi и 3G-модулем. Стоимость новинки находится в том же ценовом диапазоне, что и Apple iPad 2 и составляет 23,9 тысячи рублей. Отечественные эксперты не считают, что новое устройство будет пользоваться массовым спросом. В прошлом году в России было реализовано всего около 30 тысяч iPad. Правда, эта цифра наверняка не учитывает десятки тысяч устройств, ввезенных в Россию, минуя официальные поставки. «Бренд Apple куда интереснее потребителю, чем Samsung. К тому же цена на устройства практически одинаковая», - считают эксперты.
Telecomblog.ru