Незаметно и нешумно страна отметила двадцатилетие путча. Воспоминания превращаются в историю, а история бронзовеет легендой о динозавре по имени СССР. Модным, особенно среди настоящих и не очень оппозиционеров, становится утверждение о том, что Россия сегодняшняя напоминает Союз. Но я уверен, что это не так.
В противном случае за эту колонку, да и за остальные - я уже давно получил бы лет пять. Для начала. Но все же, определенное нехорошее сходство есть. Дурные симптомы. Я об обострении национального вопроса.
Линейка фактов становится все длиннее, ярче и приобретает чемпионский характер. Уже старые и скучные Кондопога, Манежная площадь приелись. Но им на смену приходит уральская Сагра, питерская клубная история XXXX, где отважными представителями Дагестана были поставлены ногами на место зарвавшиеся девчонки, и московский ответ Питеру из клуба "Гараж", где чемпион мира по боям без правил (классный, кстати, боец) Расул Мирзоев победил до смерти студента Агафонова.
Но как в свое время межнациональные конфликты способствовали и были одной из основных причин распада Советского Союза, так и сегодня нечто подобное может стать смертельно опасным для России.
Конечно, радикальные меры, типа запрета или ограничения миграции с Северного Кавказа, невозможны. Кавказ – это наша страна. Точка. И дело не в юриспруденции, а в правде жизни. Но кавказские диаспоры должна понимать, что вещи подобные Кондопоге и Манежке не рождаются вдруг. Во многом это реакция на яркое поведение отдельных «выдающихся» представителей этих самых диаспор. Можно согласиться с утверждением, что значительная часть русских находится в депрессии, а народы Кавказа переживают пассионарный подъем. Все по Гумилеву. Но если мы живем и хотим жить в едином государстве, то правила игры и общественного поведения должны быть едины.
Никто не вправе вести себя так, будто он выиграл у России войну. Несмотря на то, что жители Кавказа сильны и в себе уверены, русских намного больше, и любой случай разнузданного поведения представителей Кавказа может спровоцировать события, по сравнению с которыми Манежка покажется очередным скучным лимонным выходом в честь 31 статьи.
Образцы для подражания у формальных лидеров республик и неформальных лидеров диаспор есть. И с обеих сторон. Так, во время расстрела людей на острове в Норвегии героями стали чеченские шестнадцатилетние парни, попытавшиеся камнями забить террориста. А не викинги. И это примеры настоящего духа, так же, как и их отец, который по телефону посоветовал им бороться.
А в Москве это три омоновца, которые не прогнулись перед толпой на Манежной площади и не дали распять нерусских подростков. И норвежские чеченцы и столичные омоновцы - это именно те примеры, которые и могут сделать нас сильной, единой нацией. Они и есть чемпионы. Настоящие атланты, способные удержать наш мир.
Константин Добрынин, старший партнер юридической компании Pen&Paper