Вадим Тюльпанов и Валентина Матвиенко были невозмутимы. Они были довольны. И на ночной пресс-конференции в региональном отделении партии власти говорили о том, что таких рекордов, как в эту ночь – последнюю ночь губернатора Матвиенко – не было во время выборов до сих пор никогда. Внутреннее напряжение выдавали только скрещенные нижние конечности председателя ЗакСа, его правый ботинок выбивал мелкую дрожь. Это смотрелось особенно колоритно на фоне размеренно перекатывающихся с носка на пятку туфелек губернатора.
Явка на муниципальной кампании никогда не превышала 10-12 процентов, а тут подскочила до уровня парламентской – больше 30 процентов. Преимущества одного кандидата на фоне других никогда не было больше 70 процентов. А тут – под сотню. По последним ночным данным, явка на выборах в МО «Красненькая речка» составила 29,91%. За Валентину Матвиенко проголосовало 94,5 процентов избирателей. В МО «Петровский округ» явка 36,54 процента, за "главного" кандидата проголосовало 95,61 процента.
«Я просто потрясен», - сказал спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов. «Даже если бы мы очень сильно хотели, «нарисовать» такие результаты не смогли бы», - позже отметил один из участников избирательного процесса.
Точные итоги будут подведены 22 августа. Тогда же Валентина Матвиенко примет последнее решение в должности губернатора – по какому округу будет депутатом. После этого она попросит президента об отставке. Губернатор пообещала – тянуть с этой процедурой не будет и напишет прошение «незамедлительно». Так что, вполне возможно, что уходящая ночь станет последней для нее в качестве хозяйки города Санкт-Петербурга. После этого руководить городом будет другой человек, это будет новая эпоха и совсем другая история.
А 21 августа, день, который будет вписан в историю уходящую, стремительно развивался на двух площадках в противоположных концах города. Казалось, округа соревнуются – кто лучше выберет Валентину Матвиенко.
«Красненькая» не без «красненького» дня календаря
«На выборы как на праздник», - учили нас в давние советские времена, когда для похода на избирательные участки надевали выходные платья, пиджаки и галстуки с белыми рубашками, детям покупали воздушные шарики и мороженое, а потом всей семьей шли в ресторан. Наверное, памятуя прошлое, с самого утра около избирательных участков "Красненькой речки" целенаправленно создавалась атмосфера праздника.
Фактически на всех спортивных площадках в этом районе проходили музыкальные мероприятия, сопровождающиеся проведением лотерей, танцами, раздачей подарков, бесплатных мороженного и шоколада. Очевидцы утверждали, что утром специально для пенсионеров был заказан большой автобус с экскурсией в Павловск.
Избирательные участки в МО «Красненькая речка» можно было распознать издалека по большому скоплению стражей порядка в белых рубашках, стоило заглянуть за угол, тут же можно было обнаружить УРАЛ ОМОНа.
Чтобы привлечь людей на участки, организаторы праздника чуть ли не ежеминутно объявляли в микрофон о том, что в одном здании с урнами избиратели смогут пройти бесплатное медицинское обследование, обменять старые полисы ОМС на новые, показать своих детей лучшим врачам города.
В шаговой доступности располагался и передвижной ветеринарный пункт, где предоставлялась возможность бесплатно получить консультацию по уходу за любимыми домашними питомцами. На избирательных участках желающих отдать свои голоса за кандидатов ждал и другой приятный сюрприз — возможность крайне дешево пообедать в размещенных там кафе. Несмотря на это, людей рядом с участками в течении всего дня было не так уж и много. Голосовать шли люди преклонного возраста и убивающие свое время на прогулках мамы с колясками. Тем не менее, при количестве избирателей примерно в 13 тысяч организаторам удалось отрапортовать о явке в 29,91%.
«Петровский»: закон и порядок
На Петроградской стороне избрали другую тактику работы с избирателями, и за счет неё добились еще более впечатляющих результатов - 36,54% явки из примерно 7800 зарегистрированных избирателей. Никаких праздников, никаких заманух: все строго, сдержанно и без нарушений. На улицах было непривычно тихо. И от сладости бытия было почти противно.
Лишь где-то с утра видели курсантов, человек по пять приходивших на участки. Узнать их можно было по выправке и безупречной четкости действий: молодые люди переоделись в штатское, и были незаметны среди простых избирателей. Слишком часто в разных местах Петроградки можно было встретить главу района Константина Желудкова и депутата ЗакСа Вячеслава Макарова. Все было так тихо, что для хоть какого-то выборного скандала они готовы были даже публично подраться (прим.ред - шутка).
Атмосферу разрядил только неоднозначный инцидент с экс-губернатором Камчатки, эсеровцем Михаилом Машковцевым: его задержали в 71 отделе милиции, обвинив в подкупе избирателей с призывом голосовать против всех (говорят, он выдавал по 1000 рублей). Сам Машковцев сказал в СМИ, что ни в чем не виноват, никого не подкупал, а если и давал деньги, то только внештатным корреспондентам газеты «Голос Петербурга» в качестве гонорара за работу: от «Справедливой России» наблюдателей на участках не было, и поэтому их решили организовать, сделав временно журналистами.
А СМИ – то не карманные
Фактически обошедшийся без инцидентов день, тем не менее, породил несколько скандалов. И все они – вокруг СМИ.
С утра на одном из участков на Петроградке журналисты заметили, как заполненный бюллетень оказался в урне для домашнего голосования. Урну пришлось вскрывать. И там каким-то чудесным образом оказалось три бюллетеня вместо одного. А в «Красненькой речке» журналистов вопреки положениям федерального закона взяли на голосование на дому – правда, после нескольких отказов это сделать.
Некоторых журналистов выдворяли с участков. По разным поводам: кто-то заметил что-то «не то», кто-то сам пошел к голосовавшим на дому. Так скандалом закончился день на одном из участков в школе №377 в Кировском районе, где наблюдателю от СМИ Илье Шмакову запретили проводить видеосъемку, а затем и вовсе удалили «из зала». Как утверждают в избирательной комиссии, он снимал на видеокамеру личные данные проголосовавших. У Шмакова иная точка зрения, он утверждает, что стал свидетелем того, как члены УИК расписывались вместо реально занесенных в списки для голосования людей, тем самым в разы повышая явку. В то же время на одном из участков в МО «Петровский» жители обнаружили целый дом «мертвых душ»: дом уже давно расселен, а все прошлые жильцы в нем значатся избирателями.
Как сообщил на итоговой пресс-конференции зампред ГИК Дмитрий Краснянский, в избирательные комиссии не поступило ни одной жалобы. Очевидцы, наблюдавшие за ходом выборов, этому не удивляются: ни жалобы, ни заявления от обиженных выдворенных журналистов (в том числе чисто формальных «журналистов», таковыми не являющимися) в ИКМО просто не принимали. Позже Краснянский признался – одна жалоба все же была – на отказ дать предварительные данные по явке избирателей.
Корреспондентов «Фонтанки», как ни странно, «избирательный произвол» не коснулся: несколько раз за день обойдя все участки, они не встретили недоброжелательного отношения, им не чинили препятствий, а в помещение ИКМО пускали, даже не спросив удостоверений. Только пару раз в помещениях для голосования попросили показать содержимое сумок. Явку избирателей сообщали, инциденты комментировали. И если бы один ретивый сотрудник ДПС в должности прапорщика, слепо исполняющий указания руководства, не попросил не ставить машину около здания ИКМО на Петроградке только «потому, что выборы», день не был бы скрашен ни эмоциями, ни впечатлениями.
Пару раз в поиске сенсаций «Фонтанка» реагировала на тревожные сигналы жителей, которые сообщали: на Введенской улице открыт тайный участок для голосования… в ИКМО распространяют агитационные листовки… я не знаю, где мне проголосовать, меня не туда посылают… Но все оказалось тщетным: тайный участок оказался официальным, агитационные листовки в ИКМО оказались в единственном экземпляре в личном пользовании сотрудника полиции, охранявшего вход в участок, а всю информацию о местах голосования сообщали вполне доступно.
После первых оглашенных результатов одни довольно улыбались, другие язвительно прикидывали - «сколько же вбросили», третьи облегченно вздыхали и шли домой спать. Машина пока еще губернатора и иже с ней еще долго стояла у входа в региональное отделение партии «Единая Россия» - так долго, что даже самые терпеливые разошлись, не дождавшись выхода из партийного офиса уже почти негубернатора.
Александра Медведева, Екатерина Гвоздева, Юлия Никитина
«Фонтанка.ру»