Кредитные гарантии, которые Финляндия потребовала от Греции, вызывают сомнения у экспертов-экономистов: если инициатива Суоми будет одобрена, то может последовать цепная реакция аналогичных требований со стороны других кредиторов.
На уходящей неделе прошли переговоры между Финляндией и Грецией на уровне министров финансов на тему гарантий, которые Греция предоставит Суоми по «антикризисному» кредиту, который Финляндия наряду с другими странами-донорами предоставит стране Зевса и Геракла.
По опубликованной информации, суть достигнутого на переговорах соглашения заключаться в том, что Греция предоставит в залог... деньги: средства, которые Финляндия вложит в ценные бумаги и за счет полученных процентов получит сумму кредита, - разъясняет Bloomberg .
Эта схема уже была подвергнута критике: в Эстонии прозвучали заявления о том, что Финляндия отклоняется от единой политики еврозоны и провоцирует другие страны на то, чтобы они последовали ее примеру. Что и произошло - вслед за Финляндией о своем намерении потребовать гарантии заявили Австрия, Нидерланды, Словения и Словакия.
Критикуют соглашение и в Австрии, как неприемлемое только для одной Финляндии, но приемлемое - если сразу для всех. Австрия предлагает ввести схему «страхования» кредитов, и чтобы этой схемой могли пользоваться страны-кредиторы с небольшими возможностями, пишет Yle. Неоднозначно ситуацию принимают и в самой Финляндии: «Таким образом, Греция будет вынуждена сразу же вернуть средства обратно... В чем смысл?» - такие заявления в интервью финской прессе позволяли себе представители финской банковской общественности.
«Понятна позиции Финляндии, которая хочет обезопасить себя от возможных убытков, но если все страны поступят подобным образом, то тогда ни о какой помощи Греции не будет идти речи. Действительно, все предоставленные финансовые ресурсы вернутся в страны, которые их предоставили. Возможно, такое соглашение между Финляндией и Грецией будет нарушать условия European Financial Stability Facility (EFSF), которая должна стать каналом предоставления помощи со стороны еврозоны. 21 июля страны сообщили, что договорились о предоставлении второго пакета спасения Греции. Как видите, в нем говорится лишь об общем размере помощи (109 млрд евро), но не говорится о ее распределении между участниками (МВФ, частный сектор, еврозона). Но говорится о том, что EFSF будет использоваться в качестве канала финансирования (п. 3 "We intend to use the EFSF as the financing vehicle for the next disbursement"), - говорит *Марсель Салихов, руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов. - Принцип действия EFSF по сути очень простой. EFSF получает государственные гарантии от стран еврозоны, а потом, используя эти гарантии в качестве залога, привлекает средства с рынка. Затем эти средства передаются стране-реципиенту. То есть фактически страны-поручители тратят деньги из своего бюджета, они как бы увеличивают свой долг, а потом передают эти средства стране-получателю. Однако принципом действия EFSF является равноправие всех поручителей. Поэтому требование о предоставление залога одной стране (Финляндии) нарушает принцип функционирования EFSF.
Я думаю, что другие страны еврозоны не одобрят такой механизм, а без их одобрения (и видимо, также и МВФ как одного из главных кредиторов) такие залоги не будут предоставлены».
Пока что страны находятся в ожидании — одобрит Еврокомиссия финскую инициативу или нет.