Музей «Эрарта» показывает выставку «Самарский десант». Десантировалась на Васильевский остров дюжина поволжских художников. Не просто молодых, а очень молодых. Большинство участников «Самарского десанта» родились в 1980-е годы, а кое-кто – и в начале 1990-х.
Самара – один из крупнейших городов Поволжья, а фраза «искусство Поволжья» обычно навевает мысли о пейзажах с березками, закатах над Волгой и прочем малиновом звоне. Но никак не об актуальном искусстве – высокотехнологичном, жестком и умном. Однако нельзя сказать, чтобы Поволжье было таким уж девственным краем в художественном смысле. Давным-давно работает государственный Центр современного искусства в Нижнем Новгороде. Он воспитал небольшой, но внятный круг современных художников, самые известные из которых – нижегородский дуэт видеохудожников «ПровМыза» (Галина Мызникова и Сергей Проворов) - еще четыре года назад представляли Россию на главном мировом форуме современного искусства, биеннале в Венеции. Уже несколько лет в Самаре действует филиал этого центра – а значит, есть, где и с кем работать, есть художники и, что важнее, есть зрители. К выставке «Самарский десант» непосредственного отношения все эти организации не имеют, но они, несомненно, подготовили почву.
«Десант» молодые самаряне формировали сами. Куратором выступил художник Фрол Веселый – его холсты, как и подобает работам куратора, заняли в Эрарте самую выигрышную стену. Какой-то единой идеи, объяснявшей, «про что всё это», у выставки нет – ее заменяет географическая принадлежность авторов картин. По международным меркам это жуткий провинциализм: язык современного искусства интернационален, само оно говорит о мире в целом, и какой-нибудь «римский десант» в Болонье или «марсельский десант» в Париже был бы воспринят как полнейший нонсенс, никого не интересует место прописки художника, интересует только то, что он имеет сказать публике. Однако в России всё иначе, что и логично: современное искусство у нас существует недавно, расстояния между культурными центрами изрядно велики, и вообще арт-среда с удовольствием воспринимает себя пока еще как подростка на художественной сцене, для которого действуют скидки на «болезни роста».
Выставка «Самарский десант» напоминает ежегодную экспозицию работ студентов-дипломников художественной академии, например, в Стокгольме или Лиссабоне. С одной стороны, Самара может гордиться, что ее художественная молодежь ничем не отличается от европейской, работает грамотно и технично. Но с другой - именно это может стать главной опасностью в карьере художников: риск попасть в своего рода «Икею» от искусства, где всё стильно, удобно и недорого, и имеет тираж в миллион экземпляров.
Об этом, о срытой угрозе стандартизации, говорит одна из самых масштабных работ на выставке – инсталляция Александра Филимонова «Пена»: из самого дешевого и демократичного материала – пенопласта – художник вырезал десяток фигур мужчин в строгих костюмах. Все они сидят в торжественных позах, на голову каждому водружен символ его жизненного пути: у кого раскрытая книга, а кого подушка. Фигуры очень величественны, что подчеркивается высокими темными постаментами – и все они претендуют на солидность и востребованность, и все так или иначе несут на себе (в буквальном смысле несут, на макушке) то, что их ограничивает.
Среди самарцев очень много живописцев. Среди самарских живописцев доминируют абстракционисты. Алиса Николаева закрашивает свои холсты широкими разноцветными разводами.
Дина Богусонова красочными потеками изображает природные стихии – у нее почти всё про небо и про водопады. Такими же потеками увлекается Михаил Лёзин: краски стекают по холсту, словно смывая некое изначальное изображение. Кстати, как раз с Лёзиным музей «Эрарта» опозорился нешуточно. Абстрактная серия Лёзина носит название «Шаргород». Это название города на Украине, где уже не первый раз проходит местная биеннале, где есть резиденция для художников, в которой Лёзин провел довольно много времени и создал свой «Шаргородский цикл». Но «Эрарта», хотя и сделала подписи к картинам «как у взрослых» - на двух языках, русском и английском, – почему-то перевела название города «Шаргород» как Sphere City, то есть, «Шарообразный город». Видимо, не в курсе сотрудники амбициозной «Эрарты» про шаргородскую биеннале. А именно такие мелочи как раз и делают пафосный музей похожим на сноба в котелке, но с расстегнутой ширинкой.
Несколько менее лирические абстракции разрабатывают Евгений Чертоплясов и Александр Зайцев. У первого в серии «Операция на тонком плане» на белоснежном холсте - мелкие черные символы со знакомой всем с детства «офицерской» линейки-транспортира. У второго – также черно-белая серия пиксельных картин, напоминающих модную в конце 1980-х графику ASCII (вспомните «Джоконд», набранных из букв на слепом матричном принтере).
Одна из самых привлекательных – и единственная специфически самарская работа на выставке принадлежит Илье Полякову. Она так и называется: «Порция Родины, или Земля Самарская». И действительно, на картине земля – грунт с вкраплениями камушков, корней деревьев, травинок и мусора. И, действительно, порции – куски земли разложены по девяти тарелкам по кругу. Каждая тарелка и каждый кусок – один район города: Ленинский, Куйбышевский и так далее. К каждой тарелке прилагается нож, вилка и салфетка, а ко всему «столу» - видеорепортаж о том, как и где добывались куски почвы. Эта инсталляция наводит на мысли о компьютерных картах местности: нажимаешь на «плюсик» и увеличиваешь – вот земной шар, а вот уже континент, страна, улица, вот дом, а вот и двор родной, и даже клумба во дворе и припаркованная машина соседа Иван Петровича. Абстрактная точка на карте вдруг становится куском осязаемой отчизны, ее подают на блюдечке – нате вам, и от этого уникального опыта родного квадратного метра не отвертеться. В памяти всплывает народное выражение «землю есть» - самая верная клятва, гарант подлинности.
«Самарский десант» - первый опыт «Эрарты» в проекте «Россия в Эрарте». Музей намерен и далее представлять современное искусство российских регионов. На очереди, как можно догадаться, выставка художников Пермского края.
Анна Матвеева, «Фонтанка.ру»
Фото: Пресс-служба Галереи современного искусства «Эрарта»