Питерские демократы собрались на Исаакиевской площади – в память о 20-й годовщине противостояния ГКЧП. Сегодня они вспомнили события минувших лет и зажгли свечи в честь тех, кого уже нет в живых.
В день двадцатой годовщины августовского путча на Исаакиевской площади у Мариинского дворца собралось не более тридцати человек, тогда как в 1991 году люди стояли даже у набережной, вспоминает сегодня писатель, журналист и участник тех событий Олег Мироненко. «Здесь было открыто окно, из которого появился мэр города Анатолий Собчак – оратор, которых сейчас не найти, - рассказывает писатель. - Самое главное, что тогда люди приобрели дух свободы. Кому-то было хорошо при социализме, кому-то плохо, но главное то, что все боялись. И вот после того, как люди вкусили свободы на этой площади, страх исчез».
Собравшиеся перед Исаакиевским собором напоминали давних одноклассников, которые не виделись несколько лет: они обнимались, раздавали свечки, хлопая по карманам в поисках зажигалок. Полиция на горизонте показалась лишь раз, увидев, что агитатор-одиночка всем охотно показывает плакат с надписью «20 лет ГКЧП: тогда не прошли, а сейчас?» Однако подоспевший на помощь лидер петербургского «Яблока» Максим Резник быстро успокоил блюстителей порядка, заявив, что ничего в действиях активиста не противоречит российской Конституции.
Неожиданно сплотился кружок вокруг бывшего председателя Ленсовета Александра Беляева, который однако бросил лишь пару фраз: «Пока мы живы, мы непобедимы! Все еще впереди!» Тут же собравшиеся посчитали необходимым вспомнить добрым словом тех, кого уже нет в живых (Юрия Гладкова, Виктора Чернякова, Галину Старовойтову, Бориса Ельцина, Егора Гайдара и многих других).
Неожиданно в толпе раздались возгласы «Шмидт! Слово Шмидту». Как оказалось, известный адвокат, несмотря на состояние здоровья, тоже пришел почтить память и сказать пару слов: «Я уговорил тогда Собчака, что я обязан был выйти как юрист... И когда я поднялся на грузовик, то увидел эту площадь, море людей с выражением на лицах полнейшей решимости умереть, но не пропустить. Ничего сильнее этого нет».
Примерно через час, когда большая часть людей уже разбрелась по своим делам, неожиданно пообщаться с собравшимися вышел спикер городского ЗакСа Вадим Тюльпанов, честно признавшийся, что «тогда его не было в городе, а о случившемся он услышал по радио «Голос Америки». Однако обступившие его активисты поспешили найти параллели.
«Каждое 31 августа вы сгоняете немыслимое число ОМОНа к Гостиному двору, но даже в начале перестройки протестующих приглашали к обсуждению…», - начал было задавать вопрос один из участников акции, на что Тюльпанов сразу же парировал: «Тогда были конкретные протесты, было, что обсуждать, а когда собираются активисты 31 числа, там разные протестные настроения и обсуждать, как правило, нечего, и ОМОНа много потому, что они охраняют покой других граждан, они же тоже имеют право на отдых».
«Но готова ли «Единая Россия» к более цивилизованному диалогу с оппозицией, который предусматривал хотя бы встречи в больших залах, на телевидении, радио, чтобы люди видели, что власть не вытесняет думающих людей в маргинальные элементы?» - не переставали сыпаться вопросы. «Эта задача частично стоит перед парламентом города, потому что это и есть то место, где выслушивают различные мнения, в том числе оппозиционных парий. Но согласен, что есть и несистемная оппозиция, которая тоже достойна того, чтобы ее выслушивать. Партия «Единая Россия» готова к этому диалогу», - заявил глава петербургских единороссов.
Екатерина Гвоздева, «Фонтанка.ру»