Следственными органами Москвы заочно предъявлено обвинение Ольге Александриной, погибшей в результате ДТП на Ленинском проспекте с участием автомобиля топ-менеджера «ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова. Такой абсурд стал возможным после решения Конституционного суда, который удовлетворил жалобу отца погибшей и запретил прекращать уголовные дела без согласия родственников умерших.
Как сообщил «Фонтанке» отец и представитель Ольги Александриной Сергей, предъявление обвинения умершему лицу - это процессуальная необходимость для продолжения расследования уголовного дела по факту ДТП на Ленинском проспекте. После постановления КС РФ уголовное дело по ч.3 ст.264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека) было возобновлено. Но для проведения следственных мероприятий было необходимо, чтобы у Ольги Александриной появился процессуальный статус, в связи с этим ей заочно и было предъявлено обвинение.
ДТП произошло в феврале 2010 года. Столкнулись лоб в лоб «Мерседес-Бенц S500» под управлением водителя Сергея Картаева и автомобиль «Ситроен СЗ», за рулем которого сидела врач-гинеколог Ольга Александрина. Женщина скончалась на месте, ее пассажирка - известный врач-гинеколог Вера Сидельникова - умерла в больнице. Водитель «Мерседеса» и его пассажир - топ-менеджер «ЛУКОЙЛа» Анатолий Барков - отделались несерьезными травмами. Дорожная авария вызвала широкий общественный резонанс. Родственники погибших настаивают, что за рулем был сам Барков, и он же виновен в ДТП. Однако подозреваемой стала Ольга Александрина. В августе 2010 года Следственный комитет при МВД РФ прекратил уголовное дело в отношении нее - в связи со смертью.
Обжалование постановления следователя не привело к положительному результату. Суд счел прекращение дела правомерным и необходимости в возобновлении расследования с целью возможного установления невиновности и реабилитации Александриной не усмотрел. В своем обращении в Конституционный суд Сергей Александрин обвинил положения п.4 ч.1 ст.24 и ч.1 ст.254 Уголовно-процессуального кодекса РФ в нарушении основных принципов Конституции — презумпции невиновности и права на судебную защиту. Конституционный суд рассмотрел дело Александрина 14 июня 2011, решение было оглашено спустя ровно месяц. Как отметил Конституционный суд, согласно Конституции, право на судебную защиту и принцип презумпции невиновности относятся к основным правам и свободам человека. Поэтому законодатель обязан обеспечить гражданину возможность добиваться подтверждения своей невиновности в суде.
В своем постановлении КС РФ указал, что рассмотрение дела без участия таких лиц искажает саму суть правосудия. Само по себе постановление о прекращении уголовного дела не может подменять собой приговор суда и устанавливать виновность обвиняемого. «Презумпция невиновности является одним из основополагающих принципов, которые были использованы в этом постановлении, - прокомментировал тогда решение журналистам судья - докладчик по делу Николай Мельников. - Вопрос заключается в том, что если уголовное дело прекращается по нереабилитирующим основаниям, резюмируется, что человек совершил преступление. И рассуждения о том, что человек не является виновным в случае отказа или прекращения уголовного дела, на практике оборачиваются тем, что в едином учете человек регистрируется как лицо, совершившее преступление. Если близкие понимают, что лицо безусловно виновное, все эти процедуры проводить бессмысленно. Но там, где есть сомнения и есть спор, должно быть право у близкого родственника инициировать рассмотрение дальше, как это сделано в статье 27 (УПК РФ — прим. ред.) по отношению к живым, когда без их согласия дело не может быть прекращено. Аналогичное право с учетом сохранения памяти, достоинства умершего человека должно переходить к его близким родственникам, которые имеют право отстаивать его интересы».
Как указал в постановлении КС РФ, если близкие возражают против прекращения уголовного дела, правоохранительные органы обязаны продолжить предварительное следствие и направить дело в суд, где оно должно быть рассмотрено по существу и в полном объеме. Решение Конституционного суда автоматически отменило положения ст.24 и ст.254 УПК РФ, которые не предусматривают вышеозначенного механизма. Поэтому федеральный законодатель должен внести коррективы в Уголовно-процессуальный кодекс, но нерасторопность чиновников и депутатов не позволяет рассчитывать на то, что решение КС РФ будет исполнено скоро. Поэтому можно ожидать, что по стране прокатится волна парадоксов — сотни покойников станут обвиняемыми и отправятся в суд. Как отметил сразу после оглашения решения адвокат Сергея Александрина Игорь Трунов, постановление КС затрагивает огромный спектр аналогичных дел, по его данным, до 30 тысяч ежегодно.
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»