Объявлен в федеральный розыск Николай Шаповалов, бывший бизнес-партнёр пропавшего 2 года назад петербургского миллионера Алексея Захаренко. Шаповалова обвиняют в хищении имущества Захаренко, а соответствующее уголовное дело возбуждено по заявлению Юрия Соловьёва, адвоката пропавшего, ныне назначенного судом управлять его имуществом.
Николая Шаповалова и Алексея Захаренко связывали приятельские отношения и таможенный бизнес — они были соучредителями ООО «Таможенный электронный брокер». И именно в связи с этой компанией у Шаповалова возникли проблемы, вынудившие его попасть в поле зрения правоохранительных органов.
Речь идёт о 2-х векселях банка «Санкт-Петербург» общей стоимостью более 1 миллиона евро. По словам Шаповалова, когда Захаренко создавал «Таможенный электронный брокер» (ТЭБ) — возникли формальные проблемы с получением брокерской лицензии. Тогда ТЭБ приобрёл у банка «Санкт-Петербург» 2 векселя и продал их другой своей компании - «Конвент». «Конвент», по словам Шаповалова, передал векселя банку в качестве поручительства за ТЭБ. А банк, в свою очередь, предоставил Федеральной таможенной службе гарантию, под которую ТЭБу была выдана лицензия таможенного брокера.
Николай Шаповалов утверждает, будто столь сложная схема потребовалась в связи с тем, что ТЭБ не удовлетворял требованиям кредитного комитета банка, а «Конвент» давно занимался внешне-экономической деятельностью и имел приличные обороты. По словам Николая, Алексей Захаренко приобрёл «Конвент» именно для того, чтобы ТЭБ смог получить брокерскую лицензию.
Другой приятель Алексея Захаренко адвокат Юрий Соловьёв, сегодня управляющий имуществом пропавшего, утверждает, что злополучные векселя в дальнейшем были обналичены Николаем Шаповаловым, что и стало поводом для обращения Соловьева в правоохранительные органы. На основании этого обращения было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество», в рамках которого Николая Шаповалова сейчас и объявили в федеральный розыск.
Николай Шаповалов ранее в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» и не скрывал, что не забыл про векселя. По его словам, Алексей Захаренко оставил ему юридический механизм управления «Конвентом», что позволило вернуть векселя их владельцу — ООО «ТЭБ». Вырученные за них деньги ТЭБ, по словам Шаповалова, использовал на покрытие собственных долгов.
Это произошло уже после пропажи Захаренко, когда ТЭБ контролировал один Шаповалов. Между тем, Алексей Захаренко так и остался владельцем 40% долей этой фирмы, в связи с чем вопрос о его 40% стоимости злополучных векселей представляется не до конца понятным. Чем, видимо, теперь и займётся следствие.
А ещё Николай Шаповалов говорил корреспонденту «Фонтанки», что его неприятности могут быть связаны с желанием некоторых сотрудников правоохранительных органов получить от него показания в отношении авторитетного бизнесмена Владимира Кулибабы, который сегодня обвиняется в организации убийства генерального директора охранного предприятия «Каскад» Вадима Чечеля. У Кулибабы и Захаренко были планы о создании совместного коммерческого проекта, которые, по сведениям «Фонтанки», так и не удалось реализовать.
Остаётся добавить, что 4 августа с момента исчезновения Алексея Захаренко исполнилось ровно 2 года. Нам неизвестно, чтобы за это время у следователя Главного следственного управления СК РФ по Петербургу Вадима Фисунова, в чьём производстве находится уголовное дело, возбуждённое по факту исчезновения Алексея Захаренко (дело возбуждено по 105-й, «убойной», статье УК РФ), появилось на примете лицо, которое можно было бы обвинить в совершении этого преступления.
Фактически уместно предположить, что правоохранительным органам до сих пор неизвестно, что же именно произошло с Алексеем Захаренко.
Справка:
Алексей Захаренко пропал около 11:00 утра 4 августа 2009 года. Это произошло при совершенно непонятных обстоятельствах в центре города, вероятно, при большом количестве свидетелей. В связи с этим можно предположить, что бизнесмена похитили, инсценировав милицейское задержание.
На следующий день была обнаружена машина Захаренко, благодаря установленной в ней системе спутниковой навигации. По факту исчезновения бизнесмена возбуждено уголовное дело по 105-й статье Уголовного кодекса - «убийство».
Позже выяснилось, что основной бизнес у Алексея Захаренко был сосредоточен в Израиле и в Швейцарии, причём речь шла о достаточно крупных коммерческих проектах: приобретении брокерской компании, строительстве отеля. Более того, незадолго до исчезновения Алексей Захаренко практически обнулил свои счета в одном из швейцарских банков.
Через несколько дней после исчезновения бизнесмена его израильский бизнес-партнер Ниссим Дегалдетти заявил о том, что Захаренко оставил ему доверенность на право распоряжаться всем своим имуществом. Фальсификация этой доверенности сегодня является основным пунктом обвинения Ниссима Дегалдетти, Элины Мелер и Рене Захава со стороны израильской полиции. В марте 2011 года все трое были арестованы израильской полицией.
В марте же 2011 года стало известно о том, что прокуратура Цюриха (Швейцария) возбудила уголовное дело по факту хищения денег пропавшего 2 года назад в Петербурге миллионера Алексея Захаренко. Речь идет о сумме, которую Захаренко незадолго до исчезновения перевёл в небольшой частный банк «Wegelin&Co».
А в середине мая 2011 года Главное следственное управление СК РФ по Петербургу возбудило уголовное дело по факту мошеннического завладения российским имуществом Алексея Захаренко в отношении его бывшего бизнес-партнёра Николая Шаповалова.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»