Правительство Петербурга разработает транспортную концепцию проведения матчей чемпионата мира по футболу 2018 года. Городские власти задались целью подсчитать, сколько потребуется парковочных мест у стадиона, по каким маршрутам нужно будет пустить общественный транспорт в дни матчей и сколько времени понадобится, чтобы подготовиться к событию мирового масштаба.
Смольный объявил конкурс на лучшую концепцию проведения матчей мундиаля-2018 в Петербурге. За идеи, которые помогут грамотно организовать транспортные потоки, избежать многокилометровых пробок и давки в метро, автобусах и трамваях, власти готовы заплатить около 5,5 млн рублей.
Комитет по транспортно-транзитной политике, отвечающий за стратегическое планирование развития городской транспортной системы, полагает, что к проведению чемпионата мира нужно подходить с научной точки зрения. Ведомство опубликовало заказ на поставку «научно-исследовательской работы по планированию транспортного обслуживания матчей чемпионата мира по футболу 2018 год». Примечательно, что на фундаментальный труд ученым дается не так много времени. Контракт с победителем конкурса планируется заключить в начале сентября, а до конца года уже получить готовую научную работу и начать воплощать ее в жизнь.
Впрочем, КТТП в задании к потенциальным подрядчикам подробно разъяснил, что должна содержать в себе теория проведения матчей чемпионата. Чиновники, прежде всего, хотели бы понимать, как будут распределяться людские и транспортные потоки в дни проведения спортивных соревнований в Петербурге. Какие улицы и станции метро окажутся наиболее загруженными.
Также ученые должны предложить, как можно было бы избежать пробок и давки. Как нужно изменить маршруты общественного транспорта, какова должна быть интенсивность его движения, где нужно построить дополнительные парковки для личных машин и автобусов.
Особенно заказчик подчеркивает, что концепция организации транспортных и пеших потоков к стадиону на Крестовском острове, который будет принимать матчи чемпионата, должна отвечать всем требованиям УЕФА и ФИФА. Это значит, что не дальше, чем в полутора километрах от стадиона должны быть организованы парковки для легковых машин (не менее 10 тысяч) и для автобусов (не менее 500). На пути зрителей к стадиону не должно быть никаких барьеров. Их путь должен быть максимально простым. Развозку зрителей после матча необходимо организовывать с помощью дополнительных автобусов. У стадиона также должна быть оборудована хотя бы одна вертолетная площадка.
Примечательно, что транспортную концепцию проекта стадиона на Крестовском, как сообщали в Смольном ранее, должна была разработать проектная организация «Моспроект-4». В частности для того, чтобы учесть требования ФИФА по улучшению доступности новой футбольной арены, сроки проектирования были в очередной раз продлены, в связи с чем увеличилось общее время строительства и выросла сумма финансирования проекта.
Напомним, что перепроектирование концепции футбольной арены было решено провести в конце 2009 года. Город, желая, чтобы стадион соответствовал нормам ФИФА, решил срочно увеличить вместимость спортивной арены с 62 до 68 тысяч мест.
Вопросы по транспортной доступности футбольной арены должна была решить и концепция развития Крестовского острова. Ее намеревались разработать до 2009 года, когда еще шла речь о том, что сам стадион будет готов к 2009-му. Но, как и стадион, концепция безнадежно опаздывает. До сих пор широкой общественности она не представлена.
Между тем, на специализированных форумах обсуждают различные версии того, как может быть организована транспортная составляющая Крестовского острова с перспективой проведения на нем матчей уровня полуфинала чемпионата мира. В Сети даже появился отрывок стратегии, разработанной по заказу футбольного клуба «Зенит». Он предполагает расширение существующих дорог, ведущих к стройплощадке, и строительство новых.
Есть вариант решения вопроса и у города. В транспортной концепции, утвержденной на одном из заседаний правительства в 2011 году, указывается, что мимо стадиона на Крестовском должна пройти линия легкого метро. По задумке инженеров из Смольного, линия протянется из Приморского района, по западной части Крестовского острова, а далее по Васильевскому острову и через мост в центр, в район Коломны. Однако эта программа рассчитана по срокам до 2025 года.
Добавим, что к 2015 году, как ожидают власти, в городе будет построен Западный скоростной диаметр, который также пройдет по западной части Крестовского. Но, вопреки ожиданиям, съезда со скоростной трассы к стадиону не будет.
Эксперты научных институтов, занимающихся транспортным планированием, говорят, что если бы в 2007-м году с Крестовского ради спокойного сна жителей элитных домов не убрали все трамвайные линии, то сейчас властям не нужно было бы тратиться на разработку концепций.
Напомним, что в рамках подготовки к чемпионату мира в Петербурге уже построено и реконструировано несколько объектов транспортной инфраструктуры. Это Лазаревский и Большой Петровский мосты, 1-я очередь реконструкции Приморского проспекта. В 2013-2015 годах планируется возвести Ново-Адмиралтейский мост и переправу через Малую Неву в районе острова Серный.
Сам стадион, как ожидается, будет построен до конца следующего года, однако первый матч «Зенит» сможет провести на нем не раньше 2013-2014 годов. Год-полтора строителям потребуется на пусконаладочные работы. Окончательная стоимость футбольной арены оценивается в 33 млрд рублей.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»