Ставка «Ростелекома» на модернизацию своей сети путем замены проверенных временем медных телефонных линий на оптические(технология PON) может не сыграть. Более того, супер-технология PON, а примерно так ее позиционирует оператор, в перспективе может лишить «Ростелеком – Северо-Запад» лидерских позиций на региональном рынке домашнего Интернета. К такому выводу пришли журналисты www.telecomblog.ru, изучив отчет Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленобласти и многочисленные жалобы пользователей "связи будущего".
«Ростелеком – Северо-Запад» позиционирует свою оптическую технологию PON как «будущее» телефонной связи и домашнего доступа в Интернет. Якобы замена меди на оптику позволит совершить прорыв в скорости передачи данных и откроет новые возможности для телефонии. Инвестиции в проект составили миллиарды рублей.
Справка: Внедрение технологии пассивных оптических сетей (PON — passive optical network) в Северной столице началось в 2008 г. По данным на конец июня, в Санкт-Петербурге насчитывалось 144 тыс. абонентов, пользующихся услугами связи по технологии PON. Планируется, что к 2012 г. их число вырастет до 190 тыс. В СПб насчитывается порядка 1,8 млн домохозяйств, из которых 1,6 млн являются клиентами макрорегионального филиала "Северо-Запад" ОАО "Ростелеком".
Однако, как следует из отчета Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленобласти, оптика может и не оправдать возложенных на нее топ-менеджментом оператора надежд и, напротив, лишить «Ростелеком – Северо-Запад» регионального лидерства. Как сообщается в документах надзорного ведомства, в первой половине 2011 года наиболее часто абоненты жаловались на "низкое качество оказываемых услуг телефонной связи по технологии PON". «Ростелеком – Северо-Запад» по данным ведомства, по количеству жалоб обогнал даже СМС-лохотронщиков. При этом, абонентов, пользующихся PON всего около 150 тысяч, а потенциальных жертв СМС-жуликов, абонентов сотовой связи - более 13-ти млн.
Любопытно, что в «Ростелекоме – Северо-Запад» признали объективность данных Роскомнадзора. «Появление в Роскомнадзоре претензий по качеству услуг телефонной связи по технологии PON в 1 полугодии 2011 года связано с тем, что в этот период времени устранялись причины некорректной работы партии абонентских оптических терминалов ONT (optical network terminal), которая была выявлена специалистами Петербургского филиала ОАО «Ростелеком» в конце 2010 года в процессе эксплуатации данного оборудования», - сообщили в пресс-службе оператора. Другими словами, оператор официально признал, что супер-технология на некоторое время оставила абонентов вообще без какой-либо связи.
Правда, сейчас, уверяют в «Ростелекоме – Северо-Запад», никаких проблем у абонентов PON быть не должно. «В настоящее время услуги связи по технологии PON оказываются с надлежащим качеством в соответствии с существующими требованиями. В случае появления каких-либо претензий к качеству связи, выездными специалистами службы технической поддержки компании выполняются необходимые мероприятия по выявлению и устранению причин обращений, в каждом случае индивидуально», - заявили в пресс-службе оператора.
Между тем, блоги и форумы пестрят сообщениями недовольных пользователей PONа.
«Китайский PON-терминал завис, и телефон перестал работать. Заявку на вызов мастера на дом исполняли полтора(!) месяца. Несмотря на полное отсутствие услуги связи, оператор исправно присылал счета за телефон», — жалуется один из абонентов «новой телефонии».
«В течение нескольких месяцев после переключения на PON качество связи было отвратительным. Часто звонящие вместо нормальной речи слышали какие-то прерывающиеся звуки», — рассказывает другой пользователь «высококачественного» сервиса.
«Уже четыре месяца мучаюсь с этим PON — толком ничего не работает, и не чинят. Не соглашайтесь [на переключение] ни в коем случае!» — предупреждает третий. «Регулярно на 20-30 минут отключается вся связь; не работают ни Интернет, ни телефон», — возмущается еще один «переключенец».
«Ситуация с этой «новой телефонией» усугубляется. Многократные обращения — и в техподдержку, и напрямую в головной офис — никакого результата не дали. Услуги, по сути, не оказывают; обещают компенсировать, но в квитанции начисляют 100% оплаты за месяц. Отдел расчетов отнекивается: дескать у них информации о перерасчете нет. Говорят, платите; в следующем месяце компенсируем. А через месяц опять приходит квитанция — с полной суммой. И так уже четыре месяца! Как бороться с этим открытым воровством? Особенно мне — я инвалид, почти не выхожу из дома...» — сокрушается еще один пострадавший от «технического прогресса».
Переключение же на PON блокадницы Анны Ресер, в результате чего она осталась вообще без связи, заставило её сына записать видеобращение к руководству «Ростелекома».
Остается только догадываться, что будет, когда на PON переключат большую часть петербургских абонентов «Ростелекома – Северо-Запад». Если сейчас, при 10%-ном уровне проникновения услуги, заявки на ремонт лежат без движения по несколько месяцев, то при 50%-ном уровне «понизации» монтер, видимо, явится только через год. По планам компании, к 2013 г в Северо-Западном регионе на PON будет переключено 400 000 домохозяйств.
Матвей Никольский, Алексей Цой,
telecomblog.ru специально для Фонтанки.