Сумму, зачисляемую на счет абонента при подключении к сети (стартовый баланс), не признали авансовым платежом, который должен возвращаться при расторжении договора. Такое решение в отношении ОАО «Мегафон» 20 июля принял арбитражный суд.
С жалобой на действия оператора в управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу обратился абонент Матвеев. При подключении к сети он за 100 рублей приобрел стартовый комплект (sim-карту и документацию), такая же сумма была зачислена на его счет. Позже г-н Матвеев обратился в «МегаФон» с просьбой о расторжении договора и возврате авансового платежа, но получил отказ.
Действующие правила оказания услуг радиоподвижной связи, утвержденные правительством России, предусматривают безусловное право абонента обратиться к оператору связи за возвратом внесенных им в качестве аванса средств, а также обязанность компании вернуть неиспользованный остаток. Исходя из этого Роспотребнадзор счел действия ОАО «Мегафон» незаконными и принял решение о привлечении ее к административной ответственности. Постановление о наложении штрафа оператор оспорил в суде.
Юристы сотовой компании пояснили, что «стартовый баланс» не является авансовым платежом, а представляет собой скидку на оплату услуг связи, предоставляемую оператором «по своему усмотрению». Так, в кассовых чеках указывается единая стоимость комплекта (как неделимого товара), тогда как при внесении абонентами авансовых платежей однозначно указывается – «оплата услуг связи». Необходимая информация содержится на упаковке комплекта и в подписываемых абонентом условиях договора.
«При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения», – констатировал арбитраж, признав постановление Роспотребнадзора о наложении штрафа незаконным.