Ставший чуть больше месяца назад «царём, отцом, богом и воинским начальником» Михаил Прохоров весьма своеобразно разрешил конфликт в петербургском отделении «Правого дела», исключив из него всех членов. Сейчас в петербургском отделении "ё-партии" числится порядка 220 человек, решение о включении которых в ее ряды принимал лично экс-олигарх.
В новый политсовет местных «прохоровцев» может войти постоянный участник Маршей несогласных Андрей Пивоваров, в то время как из «Правого дела», по решению «царя», исключен вице-президент Международной коллегии адвокатов Игорь Кучеренко.
Накануне в Москве по итогам консультаций лидеров регионального отделения с федеральным исполкомом и избирательным штабом постановили, что «внутрипартийные споры и разногласия по принципиальным кадровым вопросам блокировали развитие партии». Как сообщил «Фонтанке» Евгений Маутэр, которого Михаил Прохоров рекомендовал на должность председателя петербургского «Правого дела», «в результате согласований решили реформировать и исключить конфликтующие стороны из процесса управления организацией».
Досрочно прекращены полномочия руководителя питерских «прохоровцев» Сергея Цыбукова, возглавлявшего «правых» с 2008 года, и политсовета отделения. Весь численный состав (всего 1334 члена) исключен из партии. По поручению Прохорова сформирован новый список активистов – в него вошли около 220 человек.
По словам Маутэра, список на 90 % состоит из новых членов партии, так как после исключения прежних 1334 человек лидеру на утверждение был послан список, в котором осталось лишь 10 % старых активистов. «Работали в авральном режиме. Сегодня же были вынуждены отправить списки в Москву. Массив информации огромный – еле успеваем разгребать», - заметил он.
Объясняя, чем продиктована необходимость проведения столь «масштабной партийной чистки», политик сослался на внутрипартийный мониторинг, выявивший «большое количество мертвых душ». «У нас нет времени на рассуждения: создаем полноценный рабочий орган, выбираем новый политсовет и приступаем к выборной кампании. Время пришло!» - заявил Маутэр.
В зампреды питерских «праводельцев» экс-глава группы ОНЭКСИМ посоветовал Николая Быкова. На тех же принципах будет сформирован новый политсовет отделения, в состав которого включат наиболее «активных и профессиональных». К таковым Прохоров, например, уже отнес адвоката (защитника прав призывников) Аркадия Чаплыгина и постоянного участника несанкционированных акций Андрея Пивоварова. Впрочем, последнему не привыкать – фактически бывший оппозиционер вернулся к истокам: Цыбуков ранее возглавлял движение «За Путина», в то время как Пивоваров, по информации источников «Фонтанки», в 2007 году, будучи выдвинутым в ЗакС от СПС, работал на Социалистическую единую партию России (СЕПР), которой руководил бывший тренер нацлидера по дзюдо Василий Шестаков. «Фонтанка» попыталась связаться с «несогласным» активистом, дабы выяснить, что же его заставило значительно снизить градус неприязни к премьеру, ведь Прохоров ни разу не позволил себе негативно высказаться в адрес главы кабмина. Однако экс-оппозиционер, слывущий человеком общительным, на этот раз давать комментарии, похоже, постеснялся – сначала не отвечал на звонки, после – выключил телефон.
Давний сторонник Цыбукова, призывавшего вступать в путинский Народный фронт, Маутэр, рассказывая о Пивоварове, просит не ставить штампов (то есть не слишком акцентировать внимание на политическом прошлом новоявленного «праводельца») и характеризует соратника как человека, имеющего «либерально-демократические корни» и «хорошую репутацию».
Бывший зампред Ленсовета, вице-президент Международной коллегии адвокатов Игорь Кучеренко узнал о своем исключении от приятеля по «Правому делу», позвонившего ему, чтобы поинтересоваться, в курсе ли он событий. Партийный «переворот» он объясняет «интригами», которые «были начаты не нами». «Убрали всех, кто представлял либеральную идею, - тяжело вздыхает Кучеренко. – Кроме того, потенциал тех, кем окружил себя Маутэр, мягко говоря, очень невелик: непонятно, как они будут участвовать в дебатах, выступать по телевидению?»
Опального «праводельца» возмущает, каким способом проводился подсчет членов регионального отделения. Людей обзванивала некая Анастасия Кудряшова, которая буквально в лоб спрашивала, состоит в партии человек или нет. «Естественно, люди терялись», - говорит он. Несмотря на имеющиеся возражения (в частности, согласно Уставу, региональное отделение может быть распущено: если занимается деятельностью, не совместимой с политикой партии или насчитывает менее 500 членов), судиться с «правым» руководством Кучеренко не намерен – не хочет нанести родному некогда объединению «репутационный урон». «Конечно, есть определенная горечь на душе. 22 года занимаюсь политикой, ни разу не менял своих убеждений, и так меня слить... Я поддерживаю Прохорова в том, что нужно давать дорогу молодым, но ведь и я достаточно крепок, - сокрушается юрист. – Кроме того, он почему-то не обратил внимания на то, что в региональный политсовет входит 13 человек – из них все, кроме Цыбукова и Маутэра, придерживаются одной позиции».
По его мнению, Цыбуков со своими сторонниками ввели экс-бизнесмена (пока, видимо, не бога) в заблуждение, представив ему «дело в выгодном для себя свете». «А нас выставили как ортодоксов, преследующих личные выгоды», - посетовал Кучеренко, который, кстати, по собственному признанию, «без «Правого дела» проживет».
Забрасывать партию заявлениями на повторное вступление адвокат не собирается – «людей с таким бэкграундом, как у меня, нельзя исключать походя». «Не такое расстройство, конечно, как когда тебя бросила любимая девушка. Это, скорее, досада: куда катится «Правое дело», - резюмировал он.
Уже пригласивший своего давнего приятеля Кучеренко в «Яблоко» член Бюро партии Борис Вишневский попенял на обновленный Устав «Правого дела», поскольку «ни в одной цивилизованной стране больше нет избирательных объединений, где лидер мог бы своим решением исключать ее членов». «Такого нет не то, что в «Единой России», но даже в ЛДПР, где, казалось бы, Жириновский - это их все. И в КПСС такого не было. Может быть, разве, в Северной Корее? - предположил демократ. - Можно и иначе: все члены такой партии играют роль эскорта при "лидере"».
Если Прохоров у них царь, бог и воинский начальник, продолжает Вишневский, значит, они все при нем «или холопы, или солдаты, или рабы божии».
Ранее по теме: "Правое дело" залегло в дрейф
Александра Гармажапова, Фонтанка.ру