Несмотря на Брейвика, наше общественное мнение настаивает: «там», а особенно в Скандинавии, полиция работает лучше. Хотя здравый смысл и жизненный опыт учит иному – и мы и они работаем по-разному. Настолько, что везде результат отрицательный.
У нас нет денег. Так что молодой лейтенант уголовного розыска получает пятнадцать тысяч рублей и вместе с сотней тысяч коллег-полицейских каждый час думает: «Как жить?». Вопросы: «Кто виноват» и «Что делать» остаются прилежным школьникам или тем, кто не обращает внимание на цены в магазинах.
«Там» – все противоположно, они не рыскают ежедневно по улицам, как наши городовые, выбирая жертву на 500 рублей. Они правильны.
Настолько, что «они» добились того, что и мы на эстетическом чувстве (не путать с этическим) прекращаем выбрасывать окурки за борт и превышать скорость, как только пересекаем границу Суоми-Красавицы. Наш генетический приказ – дерзить, уже на ста километрах от Санкт-Петербурга еле слышен, как затухающие звуки питерских FM-станций.
А в России мы ругаемся на бардак. Но без него мгновенно ощущаем неуютность. Вот представьте, что наша дорожно-патрульная служба с этой секунды прекращает мздоимствовать чосом и начинает работать как положено. Все: многие лишаться водительских прав. Остальные же нервно начнут соблюдать знаки. Это очень тяжело, если ты знаешь, что нельзя договориться. В сокровенных глубинах нашего менталитета лежит мечта – мы не хотим по закону, мы хотим по-людски.
Но у правильного Евросоюза проблемы другого толка. Чтобы перевести рассуждения в формат шершавого языка плаката, лучше всего вспомнить личное. Будто показываешь фотографии. Пару лет назад в Амстердаме я получил два урока. Первый: на набережных «Красных фонарей» снимать на фотокамеру запрещено, а я снимал. Ко мне подбежали два араба, типа сутенеры и возмущенно потребовали стереть снимки. Я их достаточно грубо послал. Тогда они обратились к полицейскому. Тот подъехал ко мне на велосипеде и вежливо приказал тоже самое. Пухлый правоприменитель в шортах был послан туда же. Самое главное он туда же на своем велосипедическом педе и поехал. Зарисовка два: в том же свободном от предрассудков городе я перемещался в трамвае вместе с приятелем. В общественный голландский транспорт вошла группа юношей и стала курить. Очевидно, что советское проснулось в нас, и мы попросили парней на выход, прекрасно понимая, что они нам ответят. Именно это они нам и ответили. Мы же, как бывшие профессиональные спортсмены не ошиблись в свей самоуверенности и выкинули их на остановке. Восхищенных взглядов дам мы не поймали. Напротив – машинист электропоезда попросил нас на выход за действия, превышающие нашу компетенцию и ущемляющие их конституцию.
Причины их растерянности примитивны. Перед тем, как выкрутить руку грубияну нужно подумать о своем статусе, а женщине после того, как она дала пощечину хаму необходимо нанять адвоката.
Но и мы и они постоянно себе лжем. Нам обоим все хочется иметь цепного пса, который и толерантен и знаком с оперным вокалом и слово «экзистенциализм» пишет без ошибок.
Мы все голосуем за это, а жизнь вносит свои коррективы. Наши красавцы походят в массе своей на сорвавшихся с цепи, а их легионеры порядка покрылись вежливой пухлостью и как тургеневская девушка от слова «жопа» падают в обморок.
Вот бы их скрестить. Полезная порода полицейских могла бы выйти.
Евгений Вышенков
В пятницу 29 июля Полиция Лахти отпустила на свободу без предъявления обвинения 18-летнего местного жителя, задержанного по подозрению в подготовке общественно опасного преступления и изготовлению взрывчатки.
При обыске на квартире задержанного в Лахти полицейские нашли материалы по изготовлению взрывных устройств, но молодой человек заявил, что вовсе не помышлял ни о каком терроризме и не собирался причинять никому вред, а нитрат аммония приобрел для изготовления небольших петард к Новому году – «для собственного удовольствия», поскольку увлекается пиротехникой и уже много лет ставит химические опыты у себя дома. Кустарные петарды из польских удобрений он собирался изготавливать по инструкциям, которые скачал из Интернета.
Все эти объяснения полиция сочла достаточными, в действиях молодого человека не найдено ничего опасного, юноша сегодня отпущен на свободу.