
Кривляние, манерность, непослушание – три основных симптома в поведении ребенка, которые свидетельствуют о начале нового кризиса, возникающего примерно в 6-7 лет. Интеллект начинает тормозить детскую непосредственность, ребенок по-другому воспринимает мир вокруг и оттого в период кризиса ведет себя непредсказуемо и порой неадекватно.
В школе же он попадает в новую для себя среду - для адаптации ему будет необходимо время. Рассмотрим основные характеристики кризиса семи лет и выведем рекомендации родителям. Поможет нам в этом психолог Мария Зоря.
Суть и основные черты кризиса семи лет
В реакции, поведение ребенка в шесть-семь лет активно начинает вклиниваться интеллект: семилетка может четко и аргументировано сказать, что и почему ему нравится, а что нет. Он начинает обобщать свой предыдущий опыт, анализировать, рассуждать, переживания приобретают смысл. Появляется, как это сформулировал известный психолог Лев Выготский, логика чувств.
Именно в этом возрасте возникает так называемый интеллектуальный голод – ребенку всё интересно, он с легкостью увлекается любой темой, у него появляются осознанно любимые занятия, сферы. В этом возрасте ребенок может на одном дыхании выпалить пятнадцать названий каких-нибудь динозавров и про каждого рассказать небольшую историю. Поэтому этот возраст идеален для начала обучения в школе.
Но, несмотря на положительные проявления интеллектуальной активизации:любознательность, прилежность, ответственность, инициатива и исполнение, ребенок начинает искать новые модели поведения. Период поиска – и есть проявление кризиса. Ребенок чувствует, что он уже взрослый, а как это проявить и как с этим справиться – пока не знает. Он начинает быть неестественным, появляются резкость, гримасы, скрытность. Утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.
В этом возрасте ребенок начинает копировать взрослых, причем не всегда критично оценивает выбранную им модель поведения. И если взрослые что-то позволяют себе при ребенке, а ему аналогичные действия запрещают, это вызывает глубокую психоэмоциональную травму, следствия которой – обида, озлобление, лживость. Семилетка впитывает всё, как губка, и становится своеобразным зеркалом своей семьи.
«Переходный момент семилетнего возраста связан с тем, что ребёнок обращается к внешнему миру и своему восприятию внешнего мира, - говорит психолог Мария Зоря. – Здесь включается активное самостоятельное мышление, начинается самостоятельная жизнь человека. Он погружается в себя, в свои мысли и размышления. Ему не нужны сейчас интенсивные контакты с другими людьми, он входит в них только когда сам чувствует такую необходимость, для себя самого. Родителям же начинает казаться, что ребёнок отдаляется от них, что теряется связь, значит что-то не так. Они начинают приставать к ребенку с расспросами, занимать его совместными делами, пробовать восстановить единение детства. Но дело в том, что это уже не малыш, не карапуз, это уже самостоятельная личность. Именно в этом возрасте дети идут в школу. Почему? Ну, конечно, активация мыслительных процессов требует «пищи». Более же важно, что в жизни ребёнка наступает этап поиска Учителя. Которому можно задать вопросы и получить ответы, который – самое главное – прививает человеку любовь к труду, любовь к инициативе, к поиску истины, к независимости суждений».
В этот период у ребенка формируется самооценка, основанная не только на личном мнении, но и на мнении окружающих людей. Главная потребность в этом возрасте – заслуженное уважение и признание суверенитета. Это время социальной адаптации личности, проверка готовности принять новый социальный статус – статус школьника.
В характере семилетки ярко выражены такие черты, как требовательность, упрямство, спор, препирательство. Собственно, под этими «флажками» проходят почти все возрастные кризисы у детей. Родителям важно запастись терпением и общаться с ребенком так долго, как этого требует ситуация.
Советы родителям
«Для родителей важно понимать то, что происходит с их ребёнком в эти дни, и способствовать его гармоничному развитию. Игра в жизни ребёнка сменяется ощущением работы, радости труда, - продолжает психолог Мария Зоря. – От родителей ожидается одобрение того, что ребёнок создал, похвала, уважительное отношение к труду ребёнка и, по возможности, участие в его занятиях, подтверждающие значимость его деятельности. Но не следует отбирать инициативу у ребёнка и давить на него! Если он хочет заниматься чем-то в одиночестве – позвольте ему это. Так как сам по себе психологический период развития совпадает с кризисом начала обучения в школе, то появляются дополнительные сложности, связанные со школьной нагрузкой. Следите внимательно за состоянием ребёнка, если он где-то не справляется, предлагайте содействие; если чувствуете, что ребёнку уже очень тяжело, снизьте или перераспределите нагрузку (уроки, репетиторы, кружки, секции и т.д.)»
Необходимо активно поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка – так вы воспитаете лидера. Наказания должны быть заслуженными, ребенку должны быть понятны его причины, а похвала – своевременной и обоснованной. Не стоит наказывать ребенка за неудачи, если у него что-то не получается – нужно объяснять, долго, очень долго, если потребуется. Пробовать сделать вместе. Приказной тон в этом возрасте не будет эффективен, а только повлечет негативные последствия: ребенок перестанет вам доверять, замкнется в себе, затаит обиду. Чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.
Важно дать понять ребенку, что любую проблему можно решить, и что результат во многом зависит от того, сколько сил и старания ребенок приложит на пути выполнения задачи. «Ты справишься», «У тебя получится» - такие слова должен слышать ребенок.
Он должен понять, что быть взрослым – значит быть ответственным. Расширяйте зону его ответственности, акцентируйте внимание на том, что может и должен выполнять именно он (полить цветы, накормить кота).
В этом возрасте ребенок должен уметь понять задачу, описать ее, спланировать пути решения. Развивайте его мышление, ставьте задачи, выполнение которых требует анализа, планирования. Например, предложите ему составить свой собственный распорядок дня. Развивайте его творческое, абстрактное мышление. В освоении чего-то нового в возрасте семи-десяти лет большое значение играет эмоциональная составляющая. Выдающийся педагог Василий Сухомлинский доказывал невозможность полноценного умственного развития ребенка без «поэтической, эмоционально-эстетической струи». Он писал: «Наблюдая в течение многих лет умственный труд учеников начальных классов, я убедился, что в периоды большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно».
У ребенка должна быть внутренняя, сильная мотивация к обучению, иначе через полгода возможна анекдотическая ситуация – приходит Вовочка домой из школы, кидает портфель и злобно так говорит: «Что ж вы не сказали, что эта шарага на 11 лет!» Для того чтобы была мотивация, процесс должен нравиться. А нравится только тогда, когда виден приятный, заслуженный результат. Главное – не бояться пробовать.
Из жизни
Психологи утверждают, что кризис может протекать по-разному в зависимости от готовности ребенка к новому виду деятельности. Либо ребенок уже готов к учебе, а этот этап все никак не наступает, либо школа во всей своей красе обрушивается на ребенка, а он к этому совсем не готов.
Маленькая Таша очень любила рисовать. Ей было уже целых шесть лет. Она очень гордилась своим возрастом и готовилась осенью пойти в свой самый первый класс. Мама занималась обедом, а Таша выводила на листе бумаги причудливые фигурки, с упоением раскрашивая их цветными карандашами. «А умеешь ли ты раскрашивать фигурки, не выходя карандашом за их границы?» - спросила мама. «Нет», - взволнованно ответила Таша. «Как? – ласково спросила мама. – Давай скорее учиться. В школе так важно быть аккуратным!» Они вместе стали раскрашивать треугольнички и кружочки. Таша подошла к задаче со всей ответственностью – ведь она уже большая девочка и должна самостоятельно справляться с любыми заданиями! Вторая закрашенная фигурка вышла очень опрятной. Получив от мамы положенную ей порцию уважения, убежала радостная в другую комнату, чтобы раз пять подряд спросить у бабушки, ну когда же она, Таша, уже пойдет в школу.
Ирина Минаева, мама Таши: «Переходный период возраста 6-7 лет мы прошли более или менее спокойно. Но свои трудности все же были. Таша так мечтала пойти в школу, что когда этот радостный день, наконец, настал, моего ребенка как будто подменили. Она стала замкнутой, чересчур сосредоточенной и зажатой. Я поговорила с учительницей – выяснилось, что на переменах, когда все нормальные дети играют в догонялки и получают замечания за озорство, моя сидит в сторонке на скамеечке всю перемену, ни с кем не общается, а на уроках сидит по струнке с прямой спиной, послушно сложив руки у края парты. Приносила домой только пятерки (или звездочки, по-моему им фигурки какие-то ставили, а не оценки). В общем, отличницей была. Ребенок переоценил степень значимости учебного заведения, ответственность и старание заменили все другие чувства. Кстати, играла она дома только в школу: рассаживала игрушки на кровати и учила их писать-считать. Причем разговаривала фразами своей учительницы, во всем ее копируя. Как-то раз мы все проспали и Ташеньке пришлось опоздать на урок минут на 10. Это была такая истерика! У ребенка был настоящий стресс. Мы очень много с ней разговаривали, я объясняла ей, что серьезность и аккуратность – это очень хорошо, но нужно быть открытой и естественной в любой ситуации. Нужно прислушиваться к своим желаниям и делать то, что ты хочешь, если это не мешает другим людям. Общайся, играй – ведь это так весело и ты это любишь – для этого перемена и нужна. А то, что на уроках ты показываешь свои знания и умения – это прекрасно. Ты умная девочка и многому можешь научиться. Года полтора, наверное, мы преодолевали этот кризис, но, к счастью, все закончилось хорошо.
Правда в 14 лет это вылилось в другую крайность – Таша стала панком: драные джинсы, отказ от условностей, общественного мнения. Переболев этой «заразой» несколько лет, выросла и в 23 года, окончив, кстати, университет с красным дипломом, стала начальником отдела продаж».
Как говорится, не так страшен возрастной кризис, как его малюют. Главное – запастись терпением и желанием помочь ребенку освоить очередной, очень важный этап его самостоятельной жизни.
Елена Шайдаева