Тигрового питона, найденного в Московском районе, спасатели решили оставить себе. Будущим львицы Тонны занимаются правоохранительные органы. Неизвестна только судьба верблюда, курсировавшего 2 месяца назад в районе КАД. «Фонтанка» попыталась понять, сколько в городе экзотических животных, как это регламентируется законодательством, и кто осуществляет контроль. После мытарств по различным ведомствам стало понятно, что если потихоньку завести в своей однушке слона, никто особо не воспротивится.
Бойцы поисково-спасательной службы, эвакуировавшие накануне от дома №1 по Новоизмайловскому проспекту питона, решили оставить его себе. По крайней мере, на время. Приехавший сотрудник зоопарка осмотрел змею, отметил ее удовлетворительное состояние, но заявил, что забрать с собой гада нет возможности. После публикации «Фонтанки» в дежурную службу позвонили десятки желающих приютить представителя подотряда пресмыкающихся. Некоторые даже предлагали купить его. Но за проведенную совместно ночь спасатели так привыкли к питону (который, как выяснилось, тигровый), что не захотели отдавать его посторонним. Для змея (а это годовалый мальчик) уже построили террариум и активно выбирают имя.
Новым хозяевам питона даже в голову не пришло, что для содержания представителя фауны могут быть необходимы разрешительные документы. «Фонтанка» же, озадачившись этим вопросом, целый день потратила на поиски ведомства, курирующего диких и экзотических животных. По логике, такой деятельностью мог бы заниматься Росприроднадзор. Однако в Департаменте федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СЗФО сообщили, что в их полномочия входит только отслеживание животных, занесенных в Красную книгу, которые, к тому же, живут в особо охраняемых зонах. То есть, если редкое животное живет в квартире, Росприроднадзор не пойдет осматривать условия его содержания и, тем более, изымать.
В надзорном ведомстве посоветовали обратиться в комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации Петербурга. В своей деятельности этот орган государственной власти руководствуется, в том числе, законом «О животном мире». Согласно ст. 26 документа, «содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов». При этом юридические лица и граждане обязаны гуманно обращаться с животными, соблюдать санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к их содержанию. В противном случае грозит административная и уголовная ответственность, а объекты животного мира подлежат конфискации.
Казалось, вот оно — искомое, но в комитете «Фонтанку» разочаровали: в законе ведется речь только о диких животных, населяющих территорию Российской Федерации. Экзотика в виде жирафов, питонов, верблюдов или слонов в этот перечень не входит. «У нас есть полномочия в отношении диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ, находящихся в условиях естественной свободы, - сообщил начальник отдела объектов животного мира Александр Кучаев. - В других регионах, где есть охотничьи угодья, это представлено более наглядно — браконьеров ловят и так далее». По словам специалиста, понятие полувольные условия в законе — это не жилое помещение, а искусственное заграждение. «На территории Петербурга это сложно представить, а в Ленинградской, Псковской областях многие охотпользователи содержат кабанов для того, чтобы в последующем запускать их в свои же охотничьи угодья для поддержания популяции».
За комментариями по поводу экзотических животных, содержание которых возможно исключительно в неволе, в комитете по природопользованию посоветовали обратиться в Управление ветеринарии. Здесь «Фонтанке» заявили, что контроль за любым животным предусмотрен законодательством, но только в том случае, если владелец сам придет и поставит его на учет. Если хозяин питомца не считает нужным проходить процедуру регистрации, то ветслужба просто не узнает, что в городской квартире живет, например, упомянутый выше слон. Пока соседи не забьют тревогу или об этом не напишут СМИ. Но даже в этом случае, владельцу экзотического животного грозит административная ответственность, если, конечно, он при свидетелях не мутузит своего слона палкой с гвоздями.
Подсчитать количество нетипичных для России представителей фауны физически невозможно. Ветслужбы не в состоянии обойти каждый дом в поисках неучтенного питона или крокодила. Да и полномочий, честно говоря, таких не имеют. Учитывая не утихающую моду на экзотических питомцев, в законодательстве все больше ощущается пробел, который необходимо заполнить нормативно-правовым документом, четко регламентирующим права и обязанности владельцев и контролирующих органов. В настоящее время в Госдуме ко второму чтению готовится законопроект «Об ответственном обращении с животными». Но процедуру регистрации и здесь предлагается сделать добровольной. Да и перечень животных, которые, по мнению законодателя, могут содержаться в жилых помещениях многоквартирного дома, довольно скуден: это собаки, кошки, мелкие млекопитающие, птицы, мелкие неядовитые пресмыкающиеся, мелкие неядовитые земноводные, мелкие неядовитые беспозвоночные, аквариумные рыбы и моллюски.
Что делать с владельцами аллигаторов, пираний, жирафов и слонов, в законе не указано. А что не запрещено, то, по российской практике, разрешено. Поэтому не стоит удивляться, когда на дорогах появляются верблюды, а в городской канализации — крокодилы.
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»