В кинотеатрах города показывают «Бурю» – бенефис ведущей британской актрисы Хелен Миррен, снятый режиссером «Фриды» и «Через Вселенную» Джули Теймор.
Теймор уже снимала адаптацию шекспировской драмы – «Титуса» по мотивам «Тита Андроника» – и нашла рецепт перевоплощения классической пьесы в сценарий. Чтобы на выходе не получался телеспектакль. «Тита» она смогла подверстать под формат исторического кино точно так же, как из хитов «Битлз» скроить фильм-мемориал 1960-м «Через Вселенную». В «Буре» Теймор видит следы образцовой волшебной сказки для всей семьи – ранга «Гарри Поттера». Просто чрезвычайно умной и тонкой. Так что вся семья чего-то, конечно, поймет – но полностью разберется только дедушка с высшим гуманитарным образованием. Между тем кинематографический потенциал шекспировской «Бури» по сей день явно недооценен: тут мир не ограничен рамкой сцены и кулисами, а простирается вокруг – как писали в школьных диктантах, «насколько хватает глаз». А чудеса грустного волшебника Просперо так и просятся в руки специалистов по компьютерным эффектам.
В фильме Теймор есть и полеты, и фокусы в виде 3D-графики, и чернокожий верзила Калибан, и то появляющийся, то исчезающий дух воздуха Ариэль, и, наконец, Альфред Молина с Аланом Каммингом. Да и само экранное волшебство тут не столько дурновкусно-развлекательное, сколько эстетское. Теймор каждый кадр выстраивает как цитату из мастеров-живописцев, сплавляет воедино «Гарри Поттера» и Рембрандта, вовсе не боясь дурного вкуса и кричащей красивости.
Роль волшебника Просперо здесь отдана королеве британского экрана (причем буквально – она играла Елизавету у Стивена Фрирза) Хелен Миррен. Просперо преображается у нее в эдакую фею-крестную, всё-таки история Золушки для кино куда важнее и срослась с ним крепко, в отличие от шекспировской сказки. Единственное, в чем здесь кроется театр, – «Буря», конечно, бенефис. И любое сольное выступление звезды такого уровня, как Миррен, обречено на некоторую театральность.
Иван Чувиляев,
«Фонтанка.ру»
Фото: Agenda.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»