Оценку случившемуся в Осло и на острове Утёйя теперь должны дать профессионалы сыска, политики, медики и психологи. Какие аспекты волнуют в связи с трагедией в Норвегии мировое интернет-сообщество, читал в блогах корреспондент «Фонтанки».
Два имени облетели весь мир за выходные - Вайнхаус и Брейвик. В обоих случаях связующим словом стала «смерть». Оба — весьма характерное отражение современной европейской действительности. Первой за талант прощали и многочисленные скандалы, пристрастие к алкоголю, наркотики. На ее поведение чопорная Англия «толерантно», как это модно говорить, закрывала глаза. Певица умерла, разрушенная самой собой. В другом уголке Европы разрушены жизни не только 92 жертв терактов, но и их сотен родных и знакомых. Произошло все это еще в одном «толерантном раю» - Норвегии.
60 миллионов страниц в Интернете пишут про Эми Вайнхаус — это очень грубая статистика «Гугла» за все время упоминания ее имени. Всего за один уикэнд Андерс Брейвик занял десятую долю — 6 миллионов. Заставив о себе говорить, уверены многие пользователи глобальной паутины, он исполнил свою главную цель — получить пресловутое паблисити — площадку для дискуссии.
Общество разделилось: одни требуют призвать его к ответу (впрочем, и сам Брейвик просил об этом, но услышать его признания не удастся — суд по избранию меры пресечения проводится в закрытом режиме), другие — предать забвению.
В популярной социальной сети Facebook найти настоящую страницу Брейвика теперь практически невозможно. Создано несколько десятков клонов, а также страницы и группы, полные проклятий и ненависти. Впрочем, есть и сочувствующие. Так существует страничка некого фонда в правовую защиту норвежца. Есть «центристы» - те, кто не поддерживает действий самого Андерса, но призывает не отвернуться от семьи этого человека, на которого ополчилось полмира. Впрочем, за несколько часов ее существования в нее вступили всего два человека. Количество брейвиконенавистников же в разы больше.
По аналогии с известной книгой одна из пользовательниц Твиттера предложила говорить о Брейвике не иначе как «Вы-Знаете-Кто» и «Тот-Чье-Имя-Нельзя-Называть». Пользователь michelleecowley тоже считает, что «в качестве ответа на действия Брейвика больше не давать ему паблисити. Но он должен посмотреть в глаза семьям (убитых — прим. ред.) и ответить на вопрос почему». Более того, еще не зная о том, что процесс все-таки будет закрытым, многие призывали к бойкоту речи Брейвика, чтобы ни одна из его идей не была услышана.
Что же касается оценки личности самого норвежского бомбиста, то если опустить те, которые касаются характеристики его психического здоровья и просто обсценную лексику, одни называют его фундаменталистом, другие экстремистом, третьи националистом. Отправив в свет свой «манифест», Брейвик и сам изрядно запутал общество. С одной стороны, он пропагандирует в нем неприятие и провал политики мультикультурализма в Европе, с другой, на деле — убивает своих же сограждан, пусть и тех, кто оказался в лагере, организованном правящей партией, этой идее сочувствующей. Европейские пользователи Интернета в этой связи пишут больше о том, что не стоит делать поспешных выводов.
Некоторые говорят о нем, как об истинном «викинге», выступившем в «белый» поход против заселения Европы выходцами из мусульманских стран. Другие (Björn Hatebreed) парируют, говоря о том, что Брейвик — действительно типичный норвежец, даже «викинг», но напоминают, что религия, по крайней мере христианство, не может быть мерилом в таком случае, так как викинги были все-таки язычниками. «Речь не о нации, не о религии, не о цвете. Это просто преступление», - таково резюме, высказанное еще одним пользователем микроблогов.
Русские пользователи глобальной паутины стремятся от эпитетов к обобщениям и аналогиям, а также смотрят в будущее. Так автор zabugrom пишет: «А ведь Брейвик - это же Раскольников с динамитом и ружьем вместо топора». Пользователь dysto в своем анализе случившегося говорит о том, что «Брейвик по крайней мере частично уже добился успеха. Норвегия объявила об ужесточении пограничного контроля, отказавшись от свободного перемещения по Шенгенской зоне». Кроме этого, он предполагает, что если Брейвик сядет, то по норвежским законам имеет все шансы выйти уже в 2032 году с багажом написанных в заключении книг и статей. Впрочем, лояльность североевропейского законодательства весьма относительна, так как эксперты заявляют о возможности продления пребывания в тюрьме до действительно пожизненного срока.
Эдуард Лимонов в своем блоге, цитируемом рядом ресурсов, называет его человеконенавистником, объясняя это явление весьма характерно "извращением духа и души в затхлом климате северного европейского государства". И дело, судя по всему, не столько в Брейвике, сколько в обществе, желающем жить в бесконфликтном мире, а потому вырастившем поколение «зайцев» и «жертвенных пупсиков», как называет убитых Лимонов, удивляясь тому, сколько человек было застрелено на острове Утёйя. Именно в «извращенном» обществе он ищет причину того, что норвежская молодежь не повела себя как отечественные панки, принявшиеся крушить все вокруг, когда их не пускали на концерт Летова, или же те, кто бросал бутылки с зажигательной смесью и бежал навстречу выстрелам в октябре 1993 года.
Разница восприятия действительности остро ощутима. У Лимонова погибшие — овцы на заклание. Европейские же пользователи говорят о том, что, действительно, молодежь буквально шла к своему убийце. Однако причина не в безропотности: одни не сумели сориентироваться в момент, когда человек в полицейской форме открыл огонь, другие, не видя начала расправы, услышав выстрелы, бросились именно к нему, как к защитнику.
Как бы то ни было, постепенно плоскость остроты споров вокруг имени Брейвика до следующего инфоповода сползает к обывательским разговорам. Многие переживают о том, что он похож на того или иного телеведущего, упоминают даже принца Уильяма. Есть те, кто расстраивается, что такой молодой человек с настолько нехарактерной для злодея внешностью повел себя подобным образом («Признайтесь, что вы задумывались о том, что он красавчик» - пишет одна из авторов микроблогов). Твиттеряне и вовсе выводят в топ тэг fornorway, плодя искренние и не очень соболезнования. Другие пишут о противоборстве Брейвика со все той же Эми Вайнхаус по числу упоминаний в Твиттере.
Ксения Потеева,
«Фонтанка.ру»