Самолеты Ту-134 и Ан-24 будут сняты с регулярных рейсов в 2012 году. Запрет на их использование ввели, как выразился президент, «ради безопасности пассажиров». Авиаторы считают, что на работе крупных аэропортов, среди которых и Пулково, ликвидация устаревшего парка отразиться не должна, а вот небольшим аэродромам и региональным перевозчикам придется затянуть пояса.
Решение навсегда спустить с неба на землю Ту-134 и АН-24 было принято Минтрансом еще в 2009 году. Не из-за старости, а из-за того, что обе модели могут быть «надежны, но только в том случае, если осуществляется полностью ремонт и их осмотр». А это, как видно, происходит не везде и не всегда.
Напомним, что в июне этого года Ту-134, летевший из Москвы, разбился при посадке в пригороде Петрозаводска. В результате аварии погибло 45 человек. По итогам проверки Росавиация приняла решение приостановить действие сертификата компании «Рус Эйр», обслуживающей рейс. Всего за время полувековой эксплуатации Ту-134 произошло около 60 аварий.
На счету Ан-24 — аварийная посадка на реку Обь этим же летом. 11 июля борт авиакомпании «Ангара» Томск — Сургут был вынужден приземлиться на воду из-за загоревшегося двигателя. На борту находилось 37 человек, 7 из которых погибли в ходе жесткой посадки.
«Если думать о безопасности пассажиров, то, по-хорошему, надо менять больше 2/3 авиафлота страны, - считает заслуженный пилот России и глава вертолетной компании «Спарк+» Вадим Базыкин. - Не только эти модели самолетов отслужили свое. Но здесь есть еще одна проблема — на что их надо будет заменять?»
По мнению экспертов, аналоги Ту-134 можно приобрести, например, у канадских или бразильских производителей (последние предлагают более экономичные варианты). Компания «ЮТэйр» - единственный перевозчик, который использует ТУ-134 на регулярных рейсах из петербургского аэропорта - не поскупилась и вышла из положения, закупив 20 самолетов у франко-итальянского консорциум ATR 72-500 этой весной.
«К выводу Ту-134 из эксплуатации мы готовимся более трех лет, - рассказали «Фонтанке» в пресс-службе перевозчика. - Мы поэтапно сокращаем их количество, но делаем это, прежде всего, по экономическим соображениям. Самолеты новой генерации позволяют значительно уменьшить эксплуатационные расходы, затраты на топливо и воздействие на окружающую среду».
Но, по мнению специалистов и участников рынка, даже при закупке иностранных дорогостоящих машин могут возникнуть проблемы: отечественные самолеты более приспособлены для посадки в аэропортах российского Северо-Запада и Сибири, взлётно-посадочные полосы которых не всегда оборудованы для обслуживания современных российских и зарубежных самолетов. Так например, на аэровокзале Томи (пассажиропоток в 2010 году составил 350 тысяч человек) 85% всех рейсов осуществляют Ан-24 и Ан-26. «Поэтому не исключено, что запрет плохо отразится на нашей деятельности, - уверен директор ООО «Аэропорт Томск» Евгений Янкилевич. - Возможно даже, что будет некоторая пауза в работе. Нам придется разрабатывать специальные скидочные программы и искать новых перевозчиков».
В Ространснадзоре с опасениями представителей небольших аэровокзалов согласны, но решение проблемы пока предоставить не готовы. «У нас действительно сейчас нет выработанной госполитики по замене парка, - считает председатель комиссии по Гражданской авиации Общественного совета ведомства Олег Смирнов. - Будем работать над ее созданием. Я сам не хочу, чтобы Томск был отброшен в 19 век. Но отмечу, что использование иностранных самолетов становится все более популярным, и это естественная тенденция. В прошлом году 83% рейсов в крупных аэропортах выполнили именно зарубежные аэробусы. В этом году, по нашим прогнозам, показатель увеличится до 90%».
Региональные перевозчики также считают, что решение о замене оправданно. Однако к перспективе выложить значительную сумму за обновление парка относятся скептически. По оценкам заместителя директора авиакомпании «Томск Авиа» Анатолия Палько, «недешево» обойдется и переоборудование самолетов — 10 миллионов для одной машины.
Справка:
Ту-134 разработан в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева. Первый полёт выполнил 29 июля 1963, в эксплуатации с сентября 1967 года. Серийное производство осуществлялось до 1984 года на Харьковском авиационном производственном объединении. Всего было построено 852 самолёта.
Ан-24 разработан в 1958 году в ГСОКБ-473 им. О.К.Антонова. Первый полёт совершил в 1959 году. Серийное производство самолёта началось в начале 1962 года на заводе в Киеве. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолёта на трассе Киев-Херсон. Производство самолёта продолжалось до 1979 года. Всего было выпущено более 1200 машин, из них 1028 выпустил Киевский авиационный завод «АВИАНТ». Также Ан-24 производился в Китае под названием Y-7.
Валерия Петрова,
Фонтанка.ру