Он работал со слишком многими, слишком высокими дизайнерами мира. Его объекты представлены в нескольких музеях искусства, но созданы, говорит Джулио, для людей и их дома. Каппеллини можно упрекнуть в эклектичности, но именно ему довелось организовать звездную фабрику дизайна. Джулио впервые приехал в Петербург, чтобы показать свои объекты и рассказать об именах.
Итальянский гуру дизайнерской мебели Каппеллини гостил в Петербурге недолго. Встретился с архитекторами и дизайнерами, поговорил со студентами. Белой ночью погулял по городу. И еще - выставил 25 объектов своего легендарного бренда, история которого началась с 1964 года.
Очень эмоциональный, чрезвычайно подвижный, с умными светлыми глазами, за 2 часа Каппеллини, удивляясь сам себе, рассказал о создателях объектов, об именах - реальных людях, с которыми отождествляют его имя; объекты Каппеллини расположились в экспозиции Cappellinis dreams Галереи дизайна/bulthaup
Он учился архитектуре в Милане. Он был молод и хотел изменить мир. Но только недавно понял, что и целой жизни мало, чтобы осуществить мечты. Каппеллини почти без пауз (или с многозначительными) говорил о дизайнерах, которым довелось стать его партнерами. Одним из первых был Джаспер Моррисон.
Jasper Morrison - человек, который изобрел плоский экран и концепт для Sony Europe. Лидер современного английского авангардного дизайна, занимается разработкой мебели, бытовых приборов и всем тем, что окружает человека в повседневной рабочей жизни
«Я был любопытен и задавал вопросы, и мучился дилеммой - неужели все самое интересное, то, что касается дизайна, - происходит в Италии, - говорит Каппеллини. - И я рискнул - поехал в Лондон, оказался на выставке: 24 представителя там были посредственные, и 25 -ый- замечательный. С чего все и началось. Это был объект Джаспера Моррисона, мы встретились в маленькой мастерской 3 на 3, но толком тогда пообщаться не успели. И я взял ему билет на завтра в Италию. Мы поговорили. И это сотрудничество продлилось 20 лет. Работать с ним непросто. Он делает тысячи моделей! И он не может остановиться. Я умоляю, когда понимаю, что уже срок и пора делать выбор - но все бесполезно. Я называю его объекты даже не бестселлером, а лонгселлером — потому что мы и сегодня продаем то, что было создано 20 лет назад".
Марк Ньюсон - один из наиболее известных и влиятельных дизайнеров своего поколения. Марк Ньюсон (Marc Newson) известен своим безумно футуристическим, но при этом технически строгим подходом к дизайну. Известен своим пристрастием к ярким цветам.
"Мое знакомство с его работами опишу так.Это была деталь бара, даже двери бара, и даже меньше - это была ручка. Я увидел этого австралийца на пляже, понял, что мне интересно то, что он делает. Но в то же время - не было тогда е-мейла, но я раздобыл телефон Марка. Я беру билет на завтра, говорю ему, что в Италии обсудим все. В итоге нашей встречи я резюмировал: ты можешь делать все, что угодно, но я хочу, чтобы ты делал то, что надо мне".
Shiro Kuramata
Один из самых успешных японских дизайнеров современности. Он известен созданием экстравагантных моделей мебели и интерьеров, сочетающих в себе минимализм, необычность форм и элементов. Он родился в 1934 году в Токио, там же окончил политехнический институт.
Вот как Каппеллини вспоминает знакомство с Shiro
"Я поехал в Японию, зашел в зал, где экспонировались объекты, и понял, что нашел то, что искал. А когда узнал имя автора - понял, что хочу работать с ним. Я засыпал его телексами, но в ответ не было никакой реакции. Через три месяца упорных доставаний последовала фраза: "Над Токио сияет солнце!" Я продолжал писать письма месяц-два. Еще через месяц он ответил: "Сегодня в Токио зацвела сакура!" Я не выдержал и послал телеграмму: "Завтра буду в вашем офисе!"
Я терпеть не могу суши, но шесть часов кряду мы ели суши. Я понимал, что его вещи уникальны, но промышленный дизайн для меня - превыше всего. И он согласился сотрудничать. Этот человек рано ушел... Общение с ним было истинным удовольствием. С ним я понял, что молчание гораздо больше, чем слова".
Tom Dixon. С Каппеллини с 1989. Известный английский дизайнер-самоучка, промышленный дизайнер, арт-директор HABITAT и ARTEK.
Известный своим чутьём на новейшие модные тенденции, только-только зарождающиеся в обществе, Каппеллини заметил и оценил потенциал молодого дизайнера. Встреча с Каппеллини открыла перед Диксоном путь в мир профессионального дизайна.
"Я повстречался с ним через знакомых. Он делал страшные металлические вещи, на них невозможно было смотреть. Но он был открыт и работал-работал, он бесконечно много изобретал объектов с нашими сотрудниками. Многие идеи его воплощены".
В 1989 году Каппеллини начал производить S chair, который в тот же год пополнил коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке.
A.G Fronzoni
Итальянский дизайнер. Родился в городе Пистоя. Проектировал предметы мебели и интерьера, оформлял музейные инсталляции. Созданные им кровать, кресло и стол выпущены фабрикой Cappellini под названием Fronzoni ’64.
"Он сразу был индивидуальностью, делал вещи, не похожие ни на что, он находился в состоянии поиска. Вещи для Cappellini созданы им в 80-е годы"
Riero Lissoni. Работает с Каппеллини с 1994 г
"С ним мы знакомы с университета. И это уникальный человек. Обожаю его злить. Когда мы вместе долго - то ругаемся непрерывно. Он делает объекты в спокойных тонах, но когда они попадают ко мне - то становятся лиловыми, оранжевыми. И вот тогда он теряет равновесие, все это его чрезвычайно злит. Но в конечном итоге - все обходится..."
Alessandro MenDini
Архитектор, дизайнер, художественный критик, историк и теоретик дизайна, выдающийся деятель «радикального», а затем «нового дизайна».
"Это мой психолог, он великий интуит, чувствует, куда идет потребитель. Но кроме потребителя, есть идеи для людей, которым надо принципиально другое - новое".
Простое кресло Alessandro MenDini первым вышло из хенд-мейд в промышленный дизайн.
R.е Bouroullic
Братья Ронан и Эрван Буруллеки – самые многообещающие дизайнеры европейского дизайна, во Франции они известны, пожалуй, так же, как и Филипп Старк. Буруллеки сотрудничают вместе уже более 10 лет, и их совместная работа – постоянный диалог между двумя стилями и подходами к дизайну, которые подкрепляет творчество обоих братьев. Создали серию современных бытовых предметов
"На выставке в Париже я увидел объект, и мне предложили познакомиться с братьями Буруллеки почти сразу. Но их уже в экспозиции не было. Им передали. Когда я нашел одного - он явно нервничал, переживал, в общем, это был комок нервов. Я подошел, закурил и сказал: «Я не съем, давай поговорим". С утра я пришел к ним в номер. Так все началось.
Fabio Nonemre
Авангардный итальянский архитектор, дизайнер, поэт, писатель и провокатор Фабио Новембре (Fabio Novembre) стал известен в 90-е своими эффектными интерьерами для ресторанов, баров, клубов, отелей и шоу-румов, созданных им по всему миру. Его интерьеры — смесь из необарочной роскоши, минимализма, китча и классических цитат.
"Он сбежал из буйного отделения психбольницы. Я сказал, взглянув на его творчество, что если ты не сделаешь - то никто этого не сделает никогда".
Marsel WanDers
В 1996 году дизайнер разработал веревочный стул (Knotted chair) для компании Cappellini. Именно он и принес мировую известность Вандерсу.
"Человеческие взаимодействия в мире имеют колоссальное значение! Мне нравится знакомиться с дизайнерами, причем в местах, где они родились. Когда я прилетел в Голландию и захотел встретиться с Марселем - он, оказывается, за 2 дня до нашей встречи снял дизайнерскую студию, чтобы не упасть в грязь лицом. А теперь это звезда международного масштаба. У него палаццо, он кайфует. Мы вместе сейчас заканчиваем книжку - придумали 1000 вариантов истории его стула. Теперь вскоре стул будет сделан из других, новых материалов - новое в новой серии".
Massimiliano Apami
"Мы работаем с соотечественниками. Massimiliano занимается изысканиями, тканными технологиями. Создаем вещи, которые прекрасны в быту".
Dror 2009
"В Австрии я увидел стул молодого дизайнера. Он мне понравился настолько, что я сел на него, а предмет тут же развалился. После такого мне ничего не оставалось сделать, как пустить его в производство. С Дрор мы сделали два проекта. Один: павлиний стул - из цельного куска войлока. В основе стула – минималистическая рамка, украшенная нанизанной на неё материей. Идея его создания пришла после просмотра фильма Диснея".
RAW-EDG. С Каппеллини с 2010
Эта израильская пара придумала технологию мебели, которая создана из бумаги, сложенной определенным образом.
"Их мебель заполнена мягкой полиуретановой пеной, которая входит во все складочки, застывает и превращает, казалось бы, не очень прочную конструкцию из бумаги в упругий и прочный предмет интерьера".
Rodolko Doponi.
С 1980 с Каппеллини.
" Еще один мой однокурсник по архитектурному вузу. Он еще один двоечник - я тоже учился не очень. Но общение привело к хорошему сотрудничеству".
В завершение Джулио Каппеллини "Фонтанке" сказал, что:
"500 портфолио дизайнеров со всего мира мы просматриваем в месяц
Мы хотели бы сотрудничать с российскими дизайнерами
Чтобы создать что-то новое, нужно терпение, время, энергия
Когда говорят, что все уже свершилось и было , - это ерунда
Индивидуальный подход к вещи начинается с запроса
Во всем должно быть удовольствие и нота иронии
Каждый раз нужно вызывать удивление, потому что с удивления начинается любовь
Каждый проект-объект - отдельная история, роман
У нас есть вещи, которые сделаны в пространстве крестьянской усадьбы и есть те, что из сложносочиненных и невероятно технологичных материалов (например, из крышек сотового телефона)
У истории нет конца, это каждый раз шарада, разгадка которой представляет интерес в нашей работе
Энергетика в определенной степени очень влияет на дальнейшую судьбу предмета. Каждый проект - отдельная история. И порой проходят месяцы, иногда больше, когда объект начинает жить - и тогда все сходится. В отношении дизайна могу повторить вслед за Вольтером, что все жанры хороши, кроме скучного. И чем дальше - тем больше ценят роль человеческой руки, ту страсть, которая в изделие вошла.
Лиза Шернваль