Два дня провел в Петербурге латвийский композитор, народный артист СССР Раймонд Паулс. Приезжал по приглашению театра-фестиваля «Балтийский дом», представлявшего проекты юбилейного сезона (Театру им. Ленинского комсомола 26 декабря исполнится 75 лет). Один из них – спектакль, в основе которого песенный цикл Паулса на стихи Евгения Евтушенко. Режиссера Галину Полищук тоже «выписали» из Риги. А вот актера на главную роль поэта нашли в местной труппе: это народный артист России Вадим Яковлев. Остальных героев сыграют молодые актеры «Балтдома». Спектакль, разумеется, о шестидесятниках и их идеалах.
В родной Риге маэстро Паулс в последние годы появлялся на сцене в нескольких спектаклях в амплуа, как он сам шутит, театрального тапера – к восторгу публики, он сидит в уголке сцены, виртуозно играя на плохоньком рояле. Сцена «Балтийского дома» маэстро знакома: в 2008 году, в рамках фестиваля «Балтийский дом» был показан мюзикл Раймона Паулса «Керри. Ретроспекция», поставленный не кем иным, как режиссером Галиной Полищук. Оттуда и потянулась ниточка к нынешнему проекту. Узнав, что Паулс завершил работу над новым песенным циклом на стихи Евтушенко, руководство «Балтдома» вступило в переговоры с Галиной Полищук. Как сообщила г-жа Полищук журналистам, идея нового спектакля по Паулсу-Евтушенко ее увлекла, она была бы не прочь поставить его и в Риге, но сомневается, что русскоязычная поэзия нынче может собирать залы в Латвии. А в Петербурге – почему нет?! Была написана пьеса, соединившая песни в единый сюжет, и весной этого года Галина Полищук впервые в жизни приехала в Петербург, чтобы начать репетировать с молодыми актерами. А теперь вот на репетициях побывал и Паулс – вырвался к нам, несмотря на надвигающийся юбилейный конкурс «Новая волна в Юрмале», где он традиционно – одно из первых лиц.
В Петербурге маэстро поработал с молодыми актерами, оценил их вокальные данные, таланты режиссера и музыкального руководителя. Никаких разносов, критических замечаний – Паулс был предельно доброжелателен и дипломатичен. Хотя, как обычно, ироничен. Перед журналистами директор «Балтдома» Сергей Шуб всячески продавливал идею, чтобы и сам маэстро принимал участие в спектакле, играя на рояле, однако Паулс на уговоры не повелся. Хотя, как поется в его же песне, еще не вечер… В «Балтдоме» теперь мечтают, что в сентябре маэстро приедет на премьеру, увидит готовый спектакль, загорится, и сердце его растает!
Корреспонденту «Фонтанки» Раймонд Вольдемарович сообщил некоторые эксклюзивные подробности.
– Как появился этот цикл на стихи Евтушенко?
– Это даже не цикл. Просто песни на стихи Евтушенко. Я случайно дома нашел старые ноты моей песни «Дай Бог», которую в свое время исполнял Александр Малинин. Перечитав строки Евтушенко, я понял, что, вряд ли сегодня кто-то может написать стихотворения с таким содержанием, такой философией. Сегодня всё забил стандарт, который мы слышим целыми днями, а здесь – поэзия. И я углубился в сборники, начал подбирать стихотворения. Потом встретился с Евтушенко. Он мне подарил такой галстук, который я не знаю, где надеть – яркий, многоцветный. Женя сам экстравагантный, всегда в клетку костюмы, немыслимые галстуки, рубашки, но главное – интереснейший человек, не только поэт великолепный, но и актер, он прекрасно себя чувствует на сцене.
Так набралось 12-13 номеров, и мы записали альбом в Риге. Эта работа вызвала интерес, хотя первый исполнитель – певец нерусский, и ему оказалось очень трудно донести до слушателя смысл. Так постепенно созрела идея использовать эти песни как основу спектакля. Это не мюзикл, нет, тут не надо употреблять это слово. Мюзикл – это совсем другое, там всегда живой оркестр, великолепные голоса, шикарные декорации, увлекательный сюжет. У нас всё скромней. Но у нас – страница истории 60-х годов, которые мое поколение еще великолепно помнит.
Мне было интересно встретиться с молодыми петербургскими актерами. Они ведь вообще не родились еще в то время, даже не представляют, как мы жили, как играли, любили, страдали. Для них это абсолютно чужое. Но когда я сел за рояль, мы начали репетировать, то стало ясно, что ребята увлечены этим проектом. Я рад, что спектакль будет поставлен именно с молодыми актерами.
– Поэзия Евтушенко насыщена образами, метафорами, да и вы написали не шлягерную музыку… Справятся ли молодые драматические актеры с таким материалом?
– Это сложно. Очень! 13 мелодий разного стиля, разного характера, а мелодия песни «Дай Бог», той самой, что пел Малинин, стала лейтмотивом. Пока мы перешли на более речитативное пение, я играю так называемое рубато. Это не раз-два-три-четыре, и пошло. Я их сразу начал «дрессировать». Некоторые слабо чувствуют ритм. Их вокальный педагог – бывший солист оперы, он учит трезвучия брать, а мне нужно, чтобы на сцене совсем другое было. Хотя всё в руках режиссера, я же со своей стороны постараюсь сделать это всё честно и профессионально.
– А как вам рояль в «Балтдоме»? Вы не попросили его поменять?
– Я привык играть на всем, я не самый капризный пианист. Рояль в «Балтдоме», конечно, не «Стейнвей», но вполне сносный. Даже настройщика не пришлось вызывать.
– Сергей Шуб заметил, что вас не так-то просто было уговорить на этот проект… Интересно, почему?
– Я благодарен господину Шубу, он умеет уговаривать. Но я умею сомневаться. Ясно ведь, что им надо вытащить меня на сцену, чтобы потом можно было говорить, что я участвую в этом. Нормальный коммерческий подход. Ну, а что я буду среди этих молодых, как памятник, сидеть?! Вот вы говорите, Театру имени Ленинского комсомола – 75, и для молодежи это гигантская цифра. А я сижу и думаю, что ведь и мне 75!.. Понимаете, есть разные ситуации. Я бы с удовольствием вышел на сцену, когда собираются ветераны моего времени. Я говорю: «Давайте, выйдет на сцену такая комбинация: Леонтьев-Пугачева-Паулс – и всё». Но Леонтьев и Пугачева не соглашаются. Да, мы такие, и что с того, что уже ветераны?
– Неужели Алла Борисовна и Валерий Яковлевич не соглашаются?
– Нет. Сразу начинается: «Зачем, куда?» Американцы вот совсем по-другому мыслят. Я видел, с каким уважением они выходят на сцену вместе, в свои 70-80 лет – и они по-прежнему великолепны. И как к ним относится публика, даже совсем молодая! А у нас все чего-то боятся – не дай Бог!
– А с Евтушенко вы бы вышли на сцену «Балтдома»?
– С Евтушенко? Интересно. Спасибо за идею (смеется). Он такой энергичный, памятником сидеть точно не станет…
Михаил Садчиков,
«Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего.
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»