Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Отношения ОСК и Балтзавода сковало льдом

Отношения ОСК и Балтзавода сковало льдом

1 244
fesco.ru | www.fontanka.rufesco.ru | www.fontanka.ru
fesco.ru

Лед, сковывавший Финский залив два года подряд, вызвал к жизни судьбоносное решение: Россия начнет строить ледоколы. В начале июля на заседании Морской коллегии при правительстве РФ было объявлено, что в стране построят сразу 4 дизель-электрических и 3 атомных ледокола. Решение еще не успело воплотиться в жизнь, но уже грозит перерасти в очередной бизнес-скандал. И «освежает» тянущийся больше года спор вокруг Балтийского завода.

Уже на следующий день после заседания коллегии (комментируя планы правительства России) о намерениях построить ледоколы силами Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявил ее президент Роман Троценко. По его словам, «строительство будет вестись на «Адмиралтейских верфях», хотя отделка и монтаж ряда технически сложных узлов может быть проведена в Хельсинки, на верфи Archtech HelsinkiShypyard Oy» - совместном предприятии ОСК с корейской компанией STX. Полная сборка ледоколов будет происходить в Санкт-Петербурге, затем своим ходом под дизель-генератором суда перейдут в Мурманск, где на базе заказчика - Атомфлота - будет проведена загрузка ядерным топливом и состоится физический пуск реактора.
«Таким образом, мы решаем проблему экологических рисков, гарантируя, что в Санкт-Петербурге ядерное топливо загружаться не будет», - отметил Троценко в беседе с журналистами. По предварительным оценкам, стоимость программы строительства трех атомных ледоколов мощностью 60 МВт каждый и базы их обслуживания превысит 100 млрд рублей.
Косвенно подтвердили эти слова и в Минтрансе, где рассчитывают, что 3 атомных и 3 дизель-электрических ледокола будут построены до 2020 года именно в Санкт- Петербурге. Как сообщил прессе замглавы Минтранса Виктор Олерский, в строительство 3 атомных ледоколов будет инвестирован примерно миллиард долларов, а в строительство дизель-электрических - 4 миллиарда рублей.

Однако заявления о намерениях ОСК взбудоражили судостроителей, в корпорацию не входящих. В СМИ поступило обращение, подписанное «трудовой коллектив Балтийского завода» (без указания конкретных фамилий), в котором сообщается о нарушениях при распределении госзаказа. Авторы обращения указывают на то, что вопрос о строительстве ледоколов решается без проведения тендера, волевым усилием право на выполнение этой работы отдают ОСК, в то время как мощности Балтийского завода, специально предназначенные для строительства атомных ледоколов, простаивают. «Просто возмутительно, почему государственные мужи не видят дальше своего носа и вместо того, чтобы решать проблему Балтийского завода и помочь ему, делают все возможное по его банкротству», - пишут авторы обращения.

«Отсутствие оборотных средств сдерживает сроки выполнения контрактов, систематически задерживается заработная плата, с каждым днем растет социальная напряженность, нарушаются нормы коллективного договора, в том числе по обеспечению безопасных условий труда», - говорится в обращении и сообщается о том, что сейчас с завода увольняется по 50 - 60 человек ежемесячно.

«Руководители страны, министры, руководители корпораций говорят правильные слова по развитию судостроения, на государственном уровне принимаются федеральные целевые программы, а на практике никаких позитивных сдвигов не видно, и это касается не только Балтийского завода. Из года в год переносятся сроки строительства судов и кораблей, хотя деньги на это в бюджете постоянно выделяются. Пример с Балтийским заводом очень характерен, когда судьба многотысячного коллектива никого не интересует, а заказы размещаются на зарубежных верфях. Нетрудно представить, как благодарны нашему правительству профсоюзы Франции, Финляндии, Южной Кореи за обеспечение работой и достойной зарплатой рабочих-судостроителей этих стран. А профсоюзный комитет одной из крупнейших профсоюзных организаций России хотел бы, но ни в коей мере не может высказать благодарность родному правительству и подконтрольным структурам за соответствующую заботу о стабильной работе одного из флагманов отечественного судостроения – ОАО «Балтийский завод», - говорится в завершении письма.

В правлении Балтийского завода подтвердили, что обращение и в самом деле направлено СМИ от профсоюза предприятия. Однако официально комментировать как отдельные положения текста, так и сложившуюся ситуацию отказались. В неофициальной беседе корреспонденту «Фонтанки» пояснили, что предприятие оказалось заложником ситуации — спора между ОСК и Объединенной промышленной корпорацией (ОПК), которой сейчас и принадлежит судостроительный завод. «ОСК несколько раз заявляла о намерении приобрести Балтийский завод, но пытается заплатить как можно меньше денег, поэтому им выгодно добиться нашего банкротства, - пояснил собеседник. - Но при чем тут трудовой коллектив? Финансовые структуры бьются между собой, а страдают рабочие».

Как уже писала «Фонтанка», в 2010 году собственник завода — подконтрольный сенатору Сергею Пугачеву Международный промышленный банк - обанкротился. Владелец попытался продать его ОСК, но запросил, по оценкам экспертов, слишком высокую цену. И уже больше года Центробанк, у которого находятся в залоге акции завода, и Объединенная судостроительная корпорация не могут договориться между собой о стоимости активов предприятия. Тем временем новые заказы на предприятие практически не поступают, а по многим уже выполненным старым завод не может получить оплату.

В ОСК на вопрос корреспондента «Фонтанки» о возможных нарушениях при распределении госзаказа ответили, что никакого заказа пока еще никто не размещал. «Обсуждался вопрос, возможно ли строительство нужного количества ледоколов на наших верфях, - пояснил собеседник издания. - Мы ответили, что возможно». «Но что касается распределения заказов, - добавил источник, - то поручать их надо тем предприятиям, которые доказали свою надежность и способность выполнить заданный объем работ. А вливать деньги в заводы, которые находятся неизвестно у кого в руках, можно до бесконечности».

Прокомментировать ситуацию официально в ОСК отказались, пояснив, что реагировать на слова анонимов из «виртуального профкома» считают занятием несерьезным. «Это деятельность, направленная на затягивание процесса банкротства, инициирование судебных разбирательств, - пояснил источник в корпорации. - Хотя банкротство с последующей передачей другому собственнику было бы лучшим выходом для Балтийского завода - возможно, это единственный способ его спасти».

Напомним, коллектив Балтийского завода не в первый раз пытается привлечь внимание государственных структур. В июне этого года судьбу этого предприятия рассматривали на заседании комиссии ЗакСа по промышленности, экономике и собственности. В итоге депутаты решили обратиться к правительству РФ - с просьбой ужесточить контроль за реализацией Министерством промышленности и торговли и Министерством транспорта РФ Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года, а также ускорить решение вопроса о собственнике ОАО «Балтийский завод».

Кроме того, чтобы обеспечить предприятие работой, депутаты намеревались обратиться также к Минтрансу с предложением заключить контракт с Балтийским заводом на строительство линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт без проведения дополнительного конкурса и контракт на строительство линейных дизельных ледоколов мощностью 16 МВт. Должны были, по их замыслу, принять участие в спасении судостроительного завода и Минобороны, и ОСК. Военным собирались предложить размещать на Балтийском заводе корабли на ремонт и модернизацию, а ОСК — попросить поддержать предприятие заказами в рамках утвержденного корпорацией плана строительства судов и кораблей. Отдельную просьбу народные избранники обещали направить Росатому - корпорация должна погасить перед предприятием задолженность в размере 1,3 млрд рублей за выполненные заводом работы по строительству первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Однако о судьбе этих начинаний никаких известий пока нет.

«Торговля» между ОПК и ОСК из-за Балтийского завода тянется около двух лет. Но, как отмечают эксперты портала «ПортНьюс», предприятие становится все менее ликвидным активом и через 2 - 3 года может вообще приобрести отрицательную рыночную стоимость. В ОСК опасаются, что имущество завода выводится на сторонние юридические лица, а персоналу задерживается выплата зарплаты, что приведет к утрате коллектива. В связи с этим корпорация считает необходимым проверить деятельность данного предприятия со стороны соответствующих контролирующих структур. Как заявил в ходе Военно-морского салона-2011 в Санкт-Петербурге Роман Троценко, «нам бы не хотелось приобрести активы, нуждающиеся в санации».

Эксперты отмечают, что, если ОСК в любом случае заинтересована в покупке Северной верфи - еще одного судостроительного завода, принадлежащего ОПК, поскольку заменить ее будет все равно нечем, то что касается Балтийского завода, его судьба менее ясна. В перспективе госкорпорация может обойтись и созданием новой верфи на острове Котлин, где будут строиться ледоколы, газовозы и другие суда, предназначенные для работы в северных морях. Ведь идея отказа от Балтийского завода как такового не нова – и сама ОПК имела планы по его сносу . А если ОСК так и не удастся купить предприятие в ближайшее время, то вполне вероятно, что на его месте действительно появится коммерческая застройка.

Кира Обухова,
"Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5