Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение мнение Боже, храни Америку

Боже, храни Америку

233

Квасные патриоты при виде заглавия этой статьи решат, что автор окончательно продался врагу и бегает за гонорарами то ли в Госдеп, то ли в ЦРУ. Однако, как ни парадоксально это выглядит, меня сейчас волнуют перспективы нашей страны, которая, как и все прочие, сильно зависит от состояния американской экономики – самой большой экономики мира.

В момент, когда пишутся эти строки, проблема предотвращения дефолта США еще не решена, хотя, возможно, когда текст попадет на глаза читателю, Барак Обама уже договорится на сей счет с конгрессом. Напомню, что суть их конфликта в следующем. Конгрессменам надо в законодательном порядке поднять верхнюю планку бюджетных заимствований. Чтоб расплатиться по старым долгам, государство должно набрать новые и превысить тот их объем, который был установлен прошлым решением конгрессменов. Если президент с парламентариями не придут к компромиссу по условиям повышения планки, министр финансов Тимоти Гайтнер не будет иметь права одалживать новые деньги, а потому не позже 2 августа вывернет карманы и заявит о своей неплатежеспособности.

У нас в стране многие с радостью предвкушают наступление этого момента. Чем хуже Америке, мол, тем лучше нам. Однако боюсь, что, если американский дефолт реально случится, мало никому не покажется. В том числе, России.

До сих пор Америка одалживала деньги всего мира на очень выгодных для себя условиях. Под низкий процент. Платежеспособность заемщика не вызывала ни малейших сомнений. Поэтому все, кто может, – от китайского центробанка до рантье из американской глубинки – приобретали казначейские бумаги США в качестве наиболее надежного актива.

Но если на рынке появляются сомнения в платежеспособности США, активность кредиторов снизится. Они станут искать альтернативные варианты вложения своих средств: золото, нефтяные контракты, ипотечные бумаги, обязательства других стран и т.д. Спрос на доллары в связи с этим снизится. Одновременно повысятся опасения спекулянтов, что Америка станет решать свои усугубляющиеся бюджетные проблемы за счет «печатного станка». И эти печальные инфляционные ожидания могут ускорить начинающееся бегство от доллара.

Американская валюта пойдет вниз еще быстрее, чем это имело место в последние годы. Платежеспособность граждан США снизится, а это, в свою очередь, сильно ударит по всему мировому рынку. Практически невозможно станет избежать новой волны глобального кризиса.
Россия сразу почувствует эту волну на себе, поскольку при сокращении производства вновь упадут цены на нефть. Мы знаем уже по недавнему опыту, что при дешевой нефти российская экономика моментально демонстрирует сильный спад. Однако, скорее всего, недавний спад, спровоцированный частными, ипотечными проблемами, покажется нам «цветочками» в сравнении с «ягодками», которые вырастут в случае резкого падения платежеспособности США в целом. Дело в том, что оно наверняка затронет не только Америку, но и Китай, как всемирную мастерскую. Ведь если самая богатая страна мира обеднеет, то самый главный производитель неизбежно начнет закрывать заводы.

С одной стороны, сворачивание производства станет дополнительным фактором снижения спроса на нефть и газ. С другой же стороны – и это, боюсь, самое страшное, – серьезный промышленный спад в Китае, ни разу еще не случавшийся за последние 30 лет, может спровоцировать острый социально-политический кризис в этой стране. Не возьмусь ничего прогнозировать, но если судить по опыту прошлого, опасные революции возникали в ряде стран именно тогда, когда после успешного роста и расширения производства огромные массы людей оказывались вдруг без работы и без куска хлеба.

Пекин, кстати, прекрасно эти опасности понимает. Недаром он так беспокоится из-за нынешней череды революций в арабском мире, столь соблазнительных и для полунищих китайских масс.
Иметь политический кризис в Китае (на южной границе России) в дополнение к экономическому кризису США – это, по сути, Армагеддон. Не буду, однако, так сильно пугать читателя. Вероятность дефолта 2 августа все же невелика. Недаром финансовые рынки относятся к этой проблеме спокойно. Не сбрасывают пачками доллары, не ищут альтернативных вложений. Они полагают, что Белый дом с конгрессом договорятся. Милые ссорятся – только тешатся.

У США, кстати, не столь уж большой долг по отношению к ВВП. Значительно меньше японского, греческого и даже итальянского. А если взять лишь долг федеральных властей (без обязательств отдельных штатов), то он меньше (в относительном выражении), чем долг любой крупной европейской страны – Германии, Франции, Великобритании. Степень кризисности положения дел в Америке у нас часто преувеличивается. То ли из-за особой нелюбви российского обывателя к этой стране. То ли из-за того, что этот обыватель на самом деле преклоняется перед американским образом жизни, а потому уделяет в своих размышлениях Америке гораздо больше внимания, нежели любой другой стране мира.

И все-таки: Боже, храни Америку. Поскольку, если в какой-то момент по политическим или экономическим причинам доллар рухнет, Россия, привязанная нефтяной трубой к мировому рынку и поджимаемая с юга таинственным просыпающимся Китаем, окажется чрезвычайно уязвимой страной.

Дмитрий Травин

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях