Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Музыка Фестиваль «Петроджаз»: «Очей» очарованье (фото)

Фестиваль «Петроджаз»: «Очей» очарованье (фото)

533

Седьмой фестиваль «Петроджаз», прошедший в минувший уик-энд, сосредоточился на контрапунктах западной и восточных культур. Слушателям продемонстрировали, что такое джаз в Турции, Индонезии, Израиле. Внезапно в этот сплав затесались и нетленные русские бренды.

На фестиваль у Петропавловской крепости нужно приходить подготовленным. Со своим ковриком (или придется выбирать из двух бесплатных газет – одна на глянцевой бумаге, она удобнее) и дополнительной одеждой: к вечеру начинают дуть ветры, а тучи тревожно собираются-расходятся. Уже к первому сету все пластиковые стулья у сцены заняты. Но зато можно бесплатно поиграть во фрисби, пинг-понг или бадминтон, просто удалиться в сторону берега, чтобы шум волн смешивался с музыкой. Вообще, на летнем джазовом фестивале концертная программа может быть лишь сопровождением к прочему досугу – дети спокойно играют в машинки, родители ведут разговоры под третий стакан пива, а кто-то выстаивает в очереди за кофе.



И, откровенно говоря, больше в первые часы фестиваля делать было нечего. Открывавший «Петроджаз» Dj Shahash крутил скрипучие пластинки с джазовыми хитами, а Владимир Китляр, он же RadioBob, подыгрывал ему на терменвоксе. Несмотря на боевой вид исполнителей, сокрушать устои они не стали – получился милый эйсид-хаус для лаунж-зоны. Трио Fusion Point полностью оправдало название: играет чистый фьюжн, не стремясь двигаться куда-то дальше, – правда, не без темперамента. А вот вышедший им на смену московский Bright Core уже немного удивил. Это вокальный квинтет с клавишными – девушки красиво хулиганят, перепевая всё подряд, от «Unbreak My Heart» до собственных композиций, похожих на творчество Бьорк, – так, словно свинг столкнулся с народной песней и опытами Боба Макферрина.

Bright Core



Квартет вибрафониста Алексея Чижика показал, как инструмент с мягким звуком может аккумулировать джазовую мощь – при этом каждая музыкальная фраза напоминает о мелодиях из мультфильмов или о вечнозеленых хитах, но аранжированных в духе прог-рока 70-х. Ori Dakari Quintet из Израиля – это уникальный случай: возглавляющий его гитарист Дакари кажется в нем совершенно лишним. Самые вкусные куски играют прифанкованный контрабасист и патлатый перкуссионист, радостно отбивающий ритмы на куче инструментов. В то же время гитара блуждает вокруг одной и той же мелодии. Осталось непонятным, чем эта странная команда привлекла Джона Зорна, выпустившего их дебютный альбом.

Ондер Фоджан



Первой группой фестиваля, восторженно принятой публикой, стал местный проект Apple.Sin, этой весной выпустивший дебютный альбом «Дарвин». Свободно и с юмором группа играла американский фьюжн с гитарными запилами и рьяными соло саксофона – впрочем, запомнился и тромбон, в какой-то момент начавший изображать квакушку. Расстроило разве что желание в каждый трек впихнуть всё подряд – и солирование, и динамику, и трюкачество, из-за чего музицирование удручающе затягивалось. Маститый турецкий гитарист Ондер Фоджан, представивший свое видение этноджаза (в его квартете есть диагональная деревянная флейта нэй), слишком увлекался ленивыми медитативными напевами. Только к концу выступления в треках возникло подлинное джазовое напряжение.

Jordans Drive



У сцены внезапно убрали ряд ограждений – и началась свистопляска под датских рокабилльщиков Jordans Drive. Музыканты в долгополых пиджаках «ходили в народ», посылали воздушные поцелуи и играли простые песни, которым, на слух, сто лет в обед (чем-то подобным в пастеризованной манере занимается «Браво»). Простым песням стал подпевать весь пляж. Казалось бы, Jordans Drive заслужили победу нокаутом, но израильский коллектив AndraLaMoussia нашел в сердцах публики свои лазейки. Во время первой их песни рядом с вашим корреспондентом вдруг возник турок Фоджан и заявил, что это великолепная музыка. «Общие корни у вас?» – «Ага». С саксофоном, аккордеоном и перкуссией AndraLaMoussia легко переходили от клезмера к марокканским темам, избегая снобистских интонаций «опытных фольклористов». Казалось, это какой-то немного отмытый уличный бэнд, быстро усвоивший все звуки многонационального города (недаром их последний альбом называется «Music From the Streets of Jerusalem»). Публика не расходилась, несмотря на угрозу опоздать на метро, а упоенно внимала.

François Corneloup Trio



Подобная «музыка прямого действия» обеспечила успех первому дню «Петроджаза», но выступление François Corneloup Trio, случившееся на следующий день, доказало, что авангард на песке тоже уместен. Прадед саксофониста Франсуа Корнелу Григорий Шнейдер был эсером, главой Петроградской городской думы осенью 1917 года, потом эмигрировал в Прагу. Впрочем, музыка Корнелу была далека от ностальгии: в его трио каждый играет темпераментно и страстно. Уже в первом треке «Cyrillique» барабанщик Симон Губер стал скрежетать по тарелкам, а контрабасистка Хелен Лабаррьер принялась бесцеремонно исследовать анатомию своего инструмента.

Индро Харджодикоро



Впрочем, не только громкая музыка пленяла слушателей. Последователь изобретателя цыганского джаза Джанго Рейнхардта по имени Йорги Леффлер в компании двух братьев-ромалов играл уверенно и мелодично, без всяких барабанов, вплетая на ходу знакомые темы вроде «Очей черных». Те же «Очи» внезапно прозвучали в совершенно неожиданном контексте. Одним из последних на фестивале играл Индро Харджодикоро. Индонезийский басист, один из самых популярных сессионщиков в своей стране, записавший недавно сольный альбом «Feels Free», был, разумеется, самым экзотичным гостем. Несмотря на проблемы с клавишными, он (в компании с еще одним басистом и барабанщиком) с ходу стал сооружать головокружительный сверхтехничный фьюжн со скоростными соло, сокрушительными барабанными проходами и цитатами из фольклора. В середине сета Индро подошел к микрофону и на ломаном английском рассказал, как в 70-е в Индонезию приезжал европейский оркестр и сыграл прекрасную композицию. И тут зазвучал препарированный романс, с измененной ритмикой, дополнительными фрагментами, но с моментально узнаваемой мелодией. Оказалось, не только джаз глобален – музыкальные взаимодействия настолько непредсказуемы, что даже от представителя далекой азиатской страны можно услышать до боли знакомую песню.



Радиф Кашапов,
«Фонтанка.ру»

Фото: Михаил Садчиков-младший.

Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «
Музыка»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях