В Британии скандал – журналисты могучего таблоида долгое время вслушивались в телефонные речи известностей. Самая правильная демократия в шоке – шеф Скотланд-Ярда в отставке, менеджеры издания News Of The World - под обвинением. Некошерно получилось, но и ничего нового: «У англичан ружья кирпичом не чистят». Зато нам это не грозит. А жаль.
Европа и США днями повторяют несколько слов – "журналисты", "прослушивали", "империя Мэрдока". Такая вот новостная мантра. Жутко интересно: служителей прессы обвиняют в нарушении святого, начиная от этики и заканчивая Конституцией.
Разбирательство не искусственное – начальник лондонской полиции написал рапорт на покой, а правая рука миллиардера Мэрдока, она же бизнес-дама № 1 в журналистике, оказалась в изоляции.
И все это имеет к нам прямое отношение. В том смысле, что нам до их профессионального неправедного самозабвения - как до "ламборджини", сходящего с конвейера в Тольятти.
Краткая история технического алгоритма:
английские коллеги никого не прослушивали в классическом понимании этого слова, а взламывали пароли телефонных автоответчиков и электронных почт. То есть зверствовали в том секторе, какой и для российских хакеров тоже «не вопрос».
Это я к тому, что мероприятие «прослушивание телефонных переговоров» в рамках оперативно-розыскных действий, что всюду между правоохранителями «ПТП» называется, и на острове, и на Руси возможно лишь теоретически. И к тому, что не «скальпель» опасен, а мотивации рук.
А это я к тому, что журналисты там просто больше хотят. Мы ленивее. При этом менее моральными не являются. Мы с еще большим вожделением прослушивали бы фразы гламурных звезд и партийных бонз, но для этого надо три штуки: очень хотеть, а значит, рисковать и чем-то пожертвовать. Например, достаточно скромными средствами.
Это, граждане зрители, нереально. Это третья причина отсутствия у вас информационного катарсиса (первая – вертикаль власти, вторая - самоцензура).
Редакционное IT-оснащение находится на домарксистском уровне – «пуля-дура – штык-молодец». К тому же IT-представления лежат в плоскости twitter, а мечты стремятся лишь к тому, чтобы первому из блого-паутины чего-нибудь выудить (что само по себе и неплохо). Журналист, как обыкновенный, так и известный, не имеет и трех копеек на оперативные расходы. Апофеоз – это 100 долларов на редкое видео, типа писающий полковник, и то после совещания в редакторской. И, наконец, у подавляющего числа журналистов есть отмазы – незаконно, неэтично, опасно и вообще - «стыдно товарищ, за кого вы нас принимаете». Последнее ни к искреннему, ни, тем более, к сокровенному настрою души не имеет никакого отношения. Довод: как только касается халтуры (проще - заказухи, на нашем сленге - «джинсы»), вот тут наблюдается рвение.
Западных репортеров заодно обвиняют и в подкупе полицейских. У нас с возможностью все в порядке – с реализацией дело дрянь. Подкупать нечем. Доходит до того, что порой журналист питерский может позволить на чужую лапу бутылку вискаря рублей так в 800. Как в совке – все через гастроном. А англичане с руководителями полиции в непростых ресторациях кушали. Возражающим можно припомнить, когда они последний раз видели журналиста и полковника хотя бы курящими в обнимку.
Мы же не в свое дело не мешаемся: в России на это генералы есть. А это история о бизнес-модели. Если она есть, то находится и бюджет на «подкуп президента».
Как вам картинка: встает поутру российский журналист, специализирующийся на экономике, роется в google, шлепает ладонью по столу и вздыхает: «Послушаю-ка я сегодня лидера «Правого дела» Прохорова. Как он там рулит миллиардными активами без отрыва от политических дрязг». И вовсе это не «комедь». Для описания такого Кафке Довлатов должен помочь.
Короче: два мира – два детства. И элита может спать спокойно со своими налогами – мы не страшны. И правоохранителям надо бы угомониться. А то не реже, чем раз в месяц, они репортеров «Фонтанки» на опросы тягают – все хотят дознаться, откуда в Интернете хоть какая-то информация появилась. Этакие сексуальные грезы: «как стемнеет – будем брать».
Нет на них на всех News Of The World. То есть нет бизнеса.
А Лесков фразу про кирпичи так закончил: «…пусть, чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».
С того афоризма прошло 180 лет.
Евгений Вышенков,
замдиректора АЖУР