Медиаарт – так сокращенно называют искусство «новых медиа», или новых технологий. Сюда попадает всё электронное и компьютерное: от искусства, существующего только в интернете, до странных скульптур, оснащенных сенсорами и звуковой дорожкой. В российской практике сюда же принято относить видеоарт. С 15 на 16 июля Музей Анны Ахматовой представил в саду Фонтанного дома «Медианочь» – семь часов видеоарта, музыки, перформанса и прочего культурного досуга.
Нынешняя «Медианочь» получила и еще одно название – «Отцы и дети» – по одноименной программе видеоарта: «Отцы и дети» – это подборка художественного видео, авторов которого кураторы подразделили на старшее и младшее поколение. «Отцы» осваивали жанр еще в 1990-е годы, «дети» – наши современники, но деление это, конечно, условно: художники 1990-х сейчас в полном расцвете сил и активно работают. Подборка пестрела громкими именами: Дмитрий Гутов, Виктор Алимпиев, Ольга Чернышева, Сергей Шутов, группы Escape и AES+F давно вошли во все антологии отечественного видеоарта.
В качестве самого изысканного блюда анонсировали акцию «Классика vs. Электроника» – соревнование академической музыки с современной. За «академиков» выступал камерный оркестр Carpe Diem скрипачки Раисы Улумбековой, игравший популярную классику от Баха до Пьяццоллы. В другой части ринга собралась сборная электронщиков (Гоша Солнцев, Дмитрий Каховский, Алексей Плюснин, Снежана Рейзен): стоило Carpe Diem умолкнуть, как они в ответ выдавали на-гора собственную музыку. Классика и электроника чередовались и перекликались, причем к каждому музыкальному опусу прилагалась иллюстрация: виджеи «вживую» подбирали синхронный видеоряд.
Небольшой, в принципе, сад Фонтанного дома чудесным образом смог одновременно вместить уйму художественных проектов. В одном углу художник Владимир Козин призывал всех голосовать «за новый матриархат», подкрепляя призывы наглядной агитацией собственного изготовления. В другом – молодые поэты представляли «Технопоэзию». В третьем – витийствовала Лаборатория поэтического акционизма. В четвертом – культурный активист Роман Осьминкин декламировал кубофутуристов. Помимо того, всю ночь работал сам музей, в саду расставили столы и стулья, открыли кафе. В общем, всем было хорошо – и арт-фанам, пришедшим за своей дозой современной культуры, и любителям музыки, и простым гулякам, расслаблявшимся в теплой ночи с чашкой кофе.
Эта разлитая в июльском воздухе приятная необязательность очень сильно – и в лучшую сторону – отличает «Медианочь» от других городских арт-акций вроде той же «Ночи музеев». Организаторам «Медианочи» удалось сломать формат «мероприятия для ценителей»: и музеи-участники готовятся к нему за много месяцев, и зрители заранее настраиваются не спать, чтобы увидеть нечто уникальное. «Медианочь» сумела избежать такого напряжения. Притом что количество современного искусства в действии на квадратный метр ахматовского сада зашкаливало, от ночи не осталось ощущения мучительного производственного подвига работников культуры и их публики. В принципе, в таком или чуть урезанном режиме сад мог бы работать каждую летнюю ночь – и неизменно привлекать посетителей, в отличие от крупных и потому одноразовых мероприятий. Всего-то нужно: проектор, экран, сцена, кофеварка и десяток стульев. Ну и добрая воля хозяев площадки. А за доброй волей (и деньгами) публики, как показала «Медианочь», дело не станет.
Анна Матвеева,
«Фонтанка.ру»
Фото автора.
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»