Смольный решил убить сразу трех зайцев – помочь малому бизнесу, повысить инвестиционную привлекательность региона и возродить Петербург как промышленный центр. Разговор об этих революционных начинаниях состоялся на встрече и.о. (на время отпуска Валентины Матвиенко) губернатора города Михаила Осеевского с активом общественной организации «Деловая Россия». Мнения иностранных инвесторов, ради привлечения которых и затевалась работа, решили не спрашивать. Однако «Фонтанка» обратилась к ним за комментариями.
Эксперты «Деловой России» разработали программу «Новая индустриализация», которая должна резко улучшить инвестиционный климат Санкт-Петербурга. «Мы хотели создать идею, цель развития, - объяснил причину появления этого документа глава петербургского отделения организации Эльгиз Качаев. – Инновации – это прекрасно, но если они не обеспечены индустриальной экономикой, то это вода. Которая поступает по твоим трубам в квартиру соседа».
Для того, чтобы вода поступала все-таки в собственную квартиру, «Деловая Россия» предлагает вспомнить опыт советского прошлого. «В СССР была стратегия, была цель, - развил идеи программы Качаев. – Была поставлена задача – превратить аграрную страну в индустриальную, и ее выполнили. Сейчас мы находимся в таком же положении: мы почти полностью утратили промышленный потенциал, и его надо восстановить». Утрату аграрного потенциала на встрече обсуждать не стали.
Рабочие места – каждый год по миллиону
Восстановить промышленный потенциал, а заодно и повысить привлекательность страны в целом и Санкт-Петербурга в частности можно, только совершив целый ряд шагов. В первую очередь необходимо установить принцип наименьшего регулирования производственных процессов (о повышении ответственности предпринимателей в программе не сказано. – Прим.ред.). Далее надо снять любые тарифы и барьеры, препятствующие интеграции российского бизнеса в Европейское сообщество. В дальнейшем же должно возникнуть «единое экономическое пространство Большой Евразии», которое «даст толчок развитию на территории России промышленных и иных производств, нацеленных на эти рынки», - полагают авторы программы.
Нужно будет ввести и приоритетное стимулирование прямых иностранных инвестиций, необходимых для привлечения финансовых ресурсов и новейших технологий для адаптации их к российской экономике, а также сделать оптимизацию структуры налогообложения – «перенос налоговой нагрузки с производственного сектора на природную ренту, имущество, потребление, в первую очередь табака и алкоголя». Также надо установить конкурентные тарифы для естественных монополий, а также отменить институт государственных арбитражных судов – споры бизнеса и государства должны рассматривать независимые третейские суды.
Кроме того, необходимо перейти на технические нормативы ЕС и создать агентства по защите прав потребителей финансовых услуг, а также продукции и услуг естественных монополий. Малые предприятия должны быть переведены на патентный принцип, а в стране проведена масштабная приватизация городских и сельскохозяйственных земель - участки должны быть отданы в первую очередь тем инвесторам, которые создают больше новых рабочих мест. А еще государственные и частные предприятия должны быть в одинаковом положении, когда речь идет об оказании социальных услуг .
В первые три года после принятия разработанной стратегии в России должно быть создано 300 индустриальных парков под управлением частных управляющих компаний, в них появятся 3 миллиона рабочих мест. Но этого мало – для успешного ведения бизнеса необходимо, чтобы грузы по территории страны перемещались «свободно и эффективно», а полиции было бы запрещено их инспектировать – кроме, разумеется, тех случаев, когда досмотр предусмотрен специальными, заранее выданными санкциями. К тому же следует принять программу частных инвестиций в оборонные предприятия, а сам режим секретности модернизировать. Ну а чтобы контролировать все эти процессы, правительство предлагают обязать ежегодно представлять в Госдуму отчет по 20 - 30 целевым показателям.
Если все эти меры будут приняты, то к 2025 году страна получит 25 миллионов рабочих мест, отсюда и второе название программы - «25х25». «Реальный бизнес как никто хорошо понимает, что стоит только создать условия для нашего дела выгодными и безопасными, как экономика начнет развиваться, обновляться, и мы сможем выполнить эту задачу», - заверяют авторы документа.
А в Петербурге климат замечательный
Впрочем, инвестиционный климат Петербурга, по мнению экспертов «Деловой России», вполне благополучен и так. «Мы провели исследование инвестиционной привлекательности российских регионов и выяснили, что ваш город чувствует себя очень неплохо», - заявил руководитель экспертного отдела «Деловой России» Сергей Качаев, но конкретных цифр не привел. Интересно, что практически одновременно такая же оценка прозвучала и на другом мероприятии – проходившем в Москве расширенном заседании комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Как сообщила «Российская газета», открывая заседание, руководитель комитета РСПП по государственно-частному партнерству и инвестиционной политике, председатель ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэконом банк)» Владимир Дмитриев рассказал о позитивном опыте российских регионов по привлечению инвестиций и посоветовал равняться на Петербург.
«Инвесторов, - сообщил он, - прежде всего привлекают такие условия, которые позволяют грамотно и взвешенно обеспечить управление рисками проектов. В этом смысле мы опираемся на весьма позитивный опыт Санкт-Петербурга по развитию, например, городской инфраструктуры. Я имею в виду аэропорт Пулково, Орловский тоннель, надземный экспресс, мусороперерабатывающий завод в Янино и связанные с этим инженерные инфраструктуры, которые невозможны без развития инфраструктуры, транспортной и логистической. Это и приход на промышленные площадки в Санкт-Петербурге крупных автопроизводителей, таких как «Форд», «Тойота» и другие компании». По его мнению, такие успешные регионы, как наш город, демонстрируют не только то, как надо работать, но и формируют новые подходы к формированию совершенно новых бизнес-процессов государственного и муниципального управления.
Взгляд из-за рубежа
Иностранных инвесторов на обсуждение вопросов улучшения инвестиционного климата не пригласили. Между тем их оценка ситуации несколько отличается от выводов экспертов. Например, как пояснили «Фонтанке» в компании YIT, иностранным инвесторам очень сложно понять проблему согласований. «В Петербурге сроки в разы отличаются от сроков согласований в Финляндии, где на осуществление всего проекта может уходить примерно столько же времени, сколько в нашем городе на оформление документов, - сообщила директор по маркетингу «ЮИТ ДОМ» Екатерина Гуртовая . – Но естественно, что чем короче период реализации проекта, тем выше финансовые показатели. И, разумеется, аномальная продолжительность согласований может просто отпугивать западных инвесторов».
«Следует отметить кардинальное различие в качестве выдаваемой граддокументации на приобретаемые земельные участки. В Финляндии на каждую территорию, которая, в принципе, доступна для освоения, уже на момент покупки участка есть подробнейший документ — с гораздо большей глубиной проработки, чем в нашем Генплане, Правилах землепользования и застройки и проектах планировок и межевания территорий. В финских документах детально прописано, что можно делать на участке, понятен выход площадей, отступы от границ участка, имеющиеся энергетические мощности и так далее — вплоть до того, какое максимальное количество людей может проживать, чтобы не возникало проблем с социальной и иной инфраструктурой. Застройщику остается, по сути, обеспечить архитектурный облик здания и сделать проект с устраивающей его квартирографией», – отмечает Гуртовая, напоминая о том, что практика перекладывания на плечи инвестора разработки проектов планировки и межевания кварталов в Петербурге широко распространена – фактически каждый застройщик получает эту работу в качестве «общественной нагрузки». И, к слову, именно по завершении этого этапа часто выявляются ограничения, о которых инвестора заранее забыли предупредить, – к примеру, выясняется, что на предназначенной под застройку территории действуют серьезные ограничения или намеченные к сносу здания находятся под охраной как объекты историко-культурного наследия.
«Основные проблемы – это наличие административного барьера и задержки в реализации проектов при взаимодействии с чиновниками и органами власти, - поддерживают точку зрения финских инвесторов шведские – компания "Рюрик Менеджмент". - Когда проект доходит до стадии согласования и получения разрешений, тогда и начинаются проблемы. Для европейских стран это не присуще, так как власти, наоборот, заинтересованы в частных инвестициях и создании условий для того, чтобы инвесторы комфортно себя чувствовали».
«Если бы от имени государства функции согласования и контроля при реализации инвестиционных проектов осуществляли не чиновники, а профессиональные экспертные и при этом независимые организации, то, возможно, это способствовало бы привитию России модели, более похожей на европейскую», – добавляют в компании.
Стоит заметить, что, по выводам исследования, проведенного компанией KTI (Финляндия) в конце 2010 года, наиболее серьезной проблемой, препятствующей выходу на рынок России и Петербурга, финские и шведские инвесторы называли коррупцию. На втором месте находится сложный доступ к финансам, на третьем – система налогового регулирования. Криминальные структуры поднялись до четвертого, и практически вровень с ними находится инфляция, бюрократия и медлительность правительственных структур занимает лишь пятое место в рейтинге факторов отторжения.
Исследователи отмечают, что за последние пять лет уровень коррумпированности в нашей стране вырос в два раза, сейчас, по их оценкам, Россия находится по уровню коррупцию среди стран Восточной Европы и Центральной Азии на 154-м месте из 172. Причем наиболее подвержены этому греху государственные должностные лица – им принадлежит 63% в общей массе коррупционеров, политические партии и представители частного бизнеса, поделившие между собой второе место, от лидеров значительно отстают – на них приходится по 9%. Третье место принадлежит законодательной власти – 8%, а самыми неподкупными, по выводам финских исследователей, оказались масс-медиа, занявшие скромные 3%.
Впрочем, эти проблемы в Смольном не обсуждались. Михаил Осеевский пообещал «детально изучить разработанную «Деловой Россией» программу и заверил, что диалог с этой организацией обязательно будет продолжаться. Более того, подчеркнул он, Петербург будет всячески поддерживать развитие промышленности и оказывать содействие предпринимателям, занятым в реальном секторе экономики.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"
Деловому климату не помеха холодный душ из-за рубежа
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ